SCRIPTMEN
Суббота, 30.11.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Как написать бестселлер - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Нора, Ольга  
Как написать бестселлер
НораДата: Суббота, 29.08.2009, 23:25 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Самые популярные и востребованные российские авторы (Борис Акунин, Сергей Минаев, Сергей Лукьяненко, Оксана Робски и другие) дают советы, как написать успешную книгу. На эту же тему рассуждают и профессионалы - представители крупнейших издательств (Астрель, Азбука, Иностранка), а также эксперты книжного рынка.
Мнение популярных писателей, авторов бестселлеров

Борис Акунин: «Качественный текст + грамотная подача + везение»

«Формула бестселлера слагается из трех компонентов: качественный текст + грамотная подача + везение. Первое зависит от пишущего, второе — от издающего, третье — Сами Знаете От Кого. Иногда бывает, что хромает первый компонент, но второй и третий очень сильны и вытягивают книжку. Бывает, что слаб второй компонент, тогда книга все равно может стать бестселлером, но не сразу. Однако без третьего компонента никакой текст, даже самый расчудесный, превосходно оформленный и идеально прорекламированный, настоящим бестселлером не станет», — рассказал Time Out Борис Акунин.

Видимо, все три компонента сошлись, когда в 1998 году вышел дебютный роман «Азазель» некоего автора, скрывшегося под псевдонимом Б. Акунин. Все гадали, кто бы мог это написать. Среди претендентов на роль автора называли, например, теперешнего проректора РГГУ Дмитрия Бака — потому что занимается русской литературой XIX века и пишет легко. Позже выяснилось, что это, разумеется, гуманитарий, но не русист, а японист, переводчик и критик, который познакомил российского читателя с текстами Юкио Мисимы, — Григорий Чхартишвили.

Книги сделали Чхартишвили самым состоятельным российским писателем. По оценке русского издания Forbes, они принесли Акунину с июля 2004-го по июль 2005 года около 2 миллионов долларов, а с июля 2005-го по июль 2006 года — 1 миллион 200 тысяч долларов, позволив занять ему соответственно 19 и 48—49 места в рейтинге наиболее богатых представителей российской культуры и шоу-бизнеса.

Дмитрий Глуховский: «Деньги находят человека сами»

Важно помнить, что книга должна быть интересной и увлекательной. Поэтому я стараюсь строить все вокруг острых сюжетов — полудетективных, полумистических. Книга должна с первых же страниц читателя захватывать, увлекать, загадывать ему несколько загадок, ответ на которые он получит в следующих главах или не получит вообще. Потому что если не отпустить читателя, продолжать владеть его воображением, даже когда он закроет последнюю страницу, — это заставляет его потом обсуждать роман с друзьями, делиться возмущением, что ответы не на все вопросы получены. Так начинается реклама книги.

Никакая рекламная кампания не способна создать долговременный бестселлер. Всегда последнее слово за сарафанным радио, за мнением и рекомендациями людей. Рекламная кампания способна дать старт продажам, а потом люди сами уже определяют, хорошо это или плохо.

У меня книги в той или иной степени интерактивны. У людей есть шанс принять участие в создании романа. Они могут прогнозировать развитие сюжета, выражать свое мнение на этот счет, говорить, какие герои у них любимые. Мне не обязательно потакать их желаниям, я могу делать вообще все наоборот, чтобы удивить их, но сам факт, что они знают, что приложили руку к созданию этой книги, уже заставляет их чувствовать, что книга им близка.

Я был одним из первых, кто занялся бесплатным распространением текстов в интернете, заявляю без ложной скромности. Я имею в виду не когда пиратируют и ты закрываешь на это глаза, а наоборот, когда понимаешь, что закрепление автора в массовом сознании — долгий процесс, и надо сделать так, чтобы информация распространялась как можно быстрее.

300—500 рублей, которые в нашей стране просят за книгу, — это серьезный ценз, резко ограничивающий число людей, способных ее прочесть. Незачем гоняться за своим долларом авторского вознаграждения с экземпляра. Твоя задача — заявить о себе, сделать так, чтобы как можно больше людей о тебе узнало. Если единственное, что мешает читателю, это материальные ограничения, наплевать на этот доллар.

С первыми двумя книгами я не думал о денежной составляющей — деньги меня настигли сами. Я думал, как сделать что-то необычное и как можно шире распространить сигнал. А о том, как монетизировать эту капитализацию, я не задумывался.

Когда в случае с «Метро 2034» сайт за полгода посетило полмиллиона человек, я понял, что проект успешен. А потом издательство «АСТ» предложило за книгу столько денег, что меня это вполне устроило. Деньги находят человека, а писать книгу из каких-то финансовых расчетов просто глупо.

Когда ты работаешь над книгой, надо отключиться от внешнего мира и писать. Когда ты книгу дописал — тогда нужно переключить сознание и думать о ее продвижении. Думать о книге только как о бизнес-проекте изначально, мне кажется, неправильно.

Если мои книги перестанут покупать, мне, конечно, будет неприятно, но от голода я не умру, потому что у меня есть еще несколько профессий. Во-первых, я журналист, радиоведущий, телекорреспондент, и со всех работ уходил, оставаясь в хороших отношениях с начальством. Так что я могу вернуться на приличную зарплату.

Сергей Лукьяненко: «Я на писательские гонорары живу уже лет 15»

Если сознательно ставить такую цель, то написать бестселлер нельзя. Это подтверждается примерами большинства бестселлеров, которые прогремели за последнее время: это и «Гарри Поттер», и «Код да Винчи». Как правило, автор попадает в тему, которая захватывает миллионы, случайно. Есть масса факторов, способных увеличить вероятность этого попадания: и насколько хорошо написан текст, и насколько мысли автора созвучны с мыслями читателя. Но все попытки после удачи какой-то идеи собрать под эту идею еще огромное количество читателей были неуспешны. На тему «Кода да Винчи» и «Гарри Поттера» появлялась масса вариаций. Ни одна из них не стала бестселлером.

Автор должен не только понимать интересы читателей, но и разделять их. Быть заинтересованным в том, что пишет, даже если и делает это с учетом вкусов своей публики. Иначе будет чувствоваться фальшь. Я обсуждаю с читателями свои книги, но не всегда следую их советам.

Если мои книги перестанут покупать, то буду работать в смежных отраслях — сценарии для кино и компьютерных игр, на худой конец попытаюсь вспомнить профессию врача, которой когда-то учился. Хотя не думаю, что из меня получится хороший врач, слишком много времени прошло. Я на писательские гонорары живу уже лет 15. Разумеется, 15 лет назад я зарабатывал гораздо меньше, чем сейчас, но на жизнь мне и тогда хватало. 12 лет назад, переехав в Москву, я смог купить себе квартиру. Я не думаю, что мои авторские доходы упадут ниже такого уровня, чтобы я не смог зарабатывать хотя бы на уровне квалифицированного врача. Разве что совсем разучусь писать.

Сергей Минаев: «Если бы существовал рецепт бестселлера, их было бы как собак нерезаных»

Написать бестселлер нельзя, потому что если бы существовала рецептура, как стать за 35 минут успешным автором, то у нас бестселлеров было бы на рынке как собак нерезаных. Любой бестселлер — всегда комбинация материала и времени, в которое он выходит, совпадение некоторых вещей в одной точке. Это как феномен «Духless’а», который никто не может объяснить, в том числе и я. Откуда 700 000 напродавали — непонятно.

В книге должен быть нерв, какая-то особая духовность, иначе не цепляет. Сколько книг напичкано модными образами и вроде как про актуальные события, но они никому не нужны, потому что просто не цепляют. Не знаю, почему, — если бы знал, по книжке в месяц писал бы.

Если мои книги перестанут продаваться, у меня много еще чего останется — есть бизнес (винный. — Прим. Тime Оut), телевидение («Честный понедельник» на канале НТВ. — Прим. Тime Оut), радио («60 минут с Сергеем Минаевым» на «Русской службе новостей». — Прим. Тime Оut). Для меня писательство — это фан. Если тебе нечего больше сказать, ну что ты лезешь? Как говорит товарищ Кач, «нет подвига — не х… лезть».

Владимир Сорокин: «Научиться писать бестселлеры можно — это продемонстрировал Набоков»

Научиться писать бестселлеры, думаю, можно — это продемонстрировал, например, Набоков. Сел и написал «Лолиту», которая сильно отличается от всего написанного до этого. Идея этого романа — «сделать Запад». Буквально. Запад, который был равнодушен к Набокову десятилетия.

С «Лолитой» он попал в десятку и стал культовым автором. Эта книга практически сразу сделала его известным писателем. Так что теоретически это возможно. Я такой задачи не ставил, потому что у меня не было периода затянувшейся безвестности. Когда я был в андерграунде, люди, мнением которых я дорожил, меня прочитали и приняли. Я был удовлетворен. Потом я довольно рано напечатался на Западе — мне было 29 лет. Была отличная пресса. Что касается денег, то на жизнь их хватало, а миллионы литературой я не заработал, и, может быть, слава богу. Это избавило от многих искушений. Ведь бестселлер — это обращение ко всем. Ни в «Дне опричника», ни в «Сахарном Кремле» я задачи такой не ставил. Наверное, у меня бы это и не получилось. По разным причинам.

Что будет, если перестанут покупать мои книги? Многие писатели зарабатывают журналистикой, например. А потом у меня есть как минимум еще две профессии — это художник-график и, я думаю, повар. Приготовить стейк под грибным соусом или царскую уху я могу запросто. Так что на жизнь я себе заработаю.

Полина Дашкова: «Возможность написать бестселлер — слабое утешение для неудачников»

Написать запрограммированный бестселлер нельзя. Само предположение, что это возможно, — слабое утешение для литературных неудачников. В качестве иллюстрации могу рассказать историю об одной английской писательнице, с которой я выступала. Когда мы с ней услышали вопрос, который уже и для нее, и для меня совершенно невыносим: «Где вы берете сюжеты?», она рассказала, что существует закрытый секретный сайт в интернете, где хранятся любые сюжеты. И каждый сюжет — потенциальный бестселлер. Когда автор успешно издает первую книгу и видно, что он перспективен, издатель дает ему ключ-код к этому сайту. Он туда залезает и там распоряжается как угодно — берет что ему хочется.

Зал смеялся, а в конце к ней подошел молодой человек и сказал: «Сколько вы хотите наличными прямо сейчас за то, что вы мне скажете код этого сайта?»

Возможно, существуют рецепты раскрутки книги. Сейчас уже нет, а года полтора назад, когда был расцвет литературного гламура, рецепт бестселлера заключался не в том, как написать, а в том, как продать.

Существуют пиар-технологии, которые позволяют продавать любую ерунду. Самый яркий пример — Дэн Браун. Очень слабое произведение, особенно на уровне высочайшей американской школы в жанре исторического конспирологического триллера. Слабенькое, кое-как написанное на основе откровенного плагиата, но раскручено в мировом масштабе. Это пример гениального пиара. Но это все очень ненадолго. Следующие книги Брауна продавались все хуже и хуже, читать их невозможно, фильмы собирают бешеные деньги, но с них люди уходят. Знаете, какое самое не читанное, но до сих пор безумно популярное произведение? «Майн кампф» Гитлера. Скучнейший текст, кое-как состряпанный, переписанный несчастным монахом-расстригой, которого потом уничтожили. Но это был супербестселлер, огромное количество переизданий.

Если возникает иллюзия, что существует нечто вроде литературной кулинарной книги, то лучше вообще не браться. Писать нужно о том, о чем ты не сказать не можешь. Тогда есть шанс, что это будут читать.

Если мои книги перестанут покупать, я все равно буду писать книги. В стол. Во-первых, у меня есть муж, который работает и зарабатывает. В нашей жизни случались разные периоды, я думаю, он меня прокормит. Во-вторых, я могу переводить. Не знаю, что-нибудь придумаю. Сколько писателей в советское время писали в стол — на что-то же они жили. У меня был период, когда меня тянули в телеведущие, даже был некий опыт. Я сбежала оттуда очень быстро. Есть люди, для которых литература — хобби. Это нормально, они ее совмещают с другой активностью. Для меня это не так. Я только пишу и больше ни в чем себя не мыслю.

Оксана Робски: «В общем, с книжками — всё, похоже»

Мне кажется, можно сознательно написать бестселлер. Главное — быть очень откровенным автором и не пытаться заигрывать с аудиторией. Ведь очень мало на самом деле искренних текстов. При этом важно не перейти тонкую грань между искренностью и провокацией, эпатажем на уровне Серена Кьеркегора.

Еще это должна быть одна из вечных тем — например, любовь. Еще здорово придумать то, чего не было до тебя. Мне, наверное, легко об этом говорить, но, когда писался «Casual», я хорошо помню, как для себя перечисляла: «Так, про магазины написала, про спа написала, про что еще не написала?»

Еще мне кажется, что работающая тема — это скандал. Но скандал не в смысле эпатажа. Ведь покупают не те книги, названия которых висят по всему городу, а те, про которые тебе говорят друзья. Первая покупка обусловлена рекламой, а все остальные — сарафанным радио. Это должен быть скандал, но не эпатаж. А скандал — это конфликт. Без конфликта не обходится ни одна интересная история.

Важно найти интересных героев. Знаете, как фильм моего сокурсника Коли Хомерики «Сказка про темноту», который сейчас был на фестивале в Каннах, — я просто только что с фестиваля приехала. Он нашел нового героя — девушку-милиционера. Мы все знаем прекрасно, как живут бандиты, но никто из нас не знал, как живут девушки-милиционеры. Вот он и нашел нового героя.

Можно описать новую сторону отношений. Про фильмы легче говорить — мне кажется, фильмов сейчас больше хороших, чем книг. Например, новый фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» — новая сторона отношений. Поэтому тоже интересно. Нужно пытаться подглядывать за жизнью, находить новые стороны, новые характеры, новых людей.

Можно давать советы до бесконечности, но мне кажется, что должна быть интуиция, и еще важно делать то, что тебе самому интересно. Нужно делать только то, что ты любишь, тогда остальные тоже будут это любить.

Я неделю как решила, что теперь займусь кино. Мне хочется снять кино, причем культовое. Я хочу, чтобы через пару лет мой фильм был в Каннах, и все такое. Так что я уже задумалась о том, чем я буду заниматься после книг.

Мне бы хотелось снять историю своей третьей книги. Хотя она продана продюсеру Игорю Толстунову, я собираюсь с ним встретиться, поговорить. Это еще не точно, но почему-то мне сейчас это очень стало близко. А может, придумаю что-нибудь. Я сейчас нахожусь в очень приятном состоянии, когда ты придумываешь что-то. И вообще, мне кажется, так здорово, когда начинаешь что-то новое, как будто новую жизнь начинаешь… Да… В общем, с книжками — все, похоже…

Арсен Ревазов: «Я написал свою книжку, чтобы развлечься»

«Я никогда не занимался литературой, ничего не знаю про рецепты и писал свой роман “Одиночество-12” просто о чем думал. И чтобы было интересно прочесть самому. По рецептам могут писать профессиональные писатели. А я же не профессиональный писатель, я же так… Написал одну книжку из желания получить удовольствие и развлечься. То есть я допускаю, что можно, но ко мне это никак не относится.

Сейчас я пишу вторую книгу, которая будет иметь некоторое отношение к предыдущей, но не близкое. Это не продолжение. Сейчас мне гораздо хуже: теперь я понимаю, что хорошо, а что плохо, и лишен свободы. И мне это дико мешает.

При написании второй книги не хватает раскованности, расслабленности и отмороженности. Вообще второй роман обычно бывает хуже, чем первый, как известно».

Ревазов занимается интернет-технологиями и фотографией и писателем себя не считает.

Дмитрий Быков: «Бестселлер — вещь, как правило, разовая»

Только в случае, если вы приурочиваете бестселлер к некоторому событию, у вас есть шанс. Что выстрелило в случае с моей книгой о Пастернаке? Во-первых, сама серия «ЖЗЛ» переживала тогда реформы: из серии довольно сухих биографий официальных лиц она превратилась действительно в жизнь замечательных людей. Там появились спорные персонажи, люди, которые находились в центре общественного внимания, но в советские и постсоветские времена было не до них.

Потом Пастернак — это фигура, всегда привлекавшая внимание, удивительный феномен и судьбы, и таланта, один из немногих случаев гениальности в России ХХ века. Биографический жанр в постсоветские времена очень востребован, потому что людям нужны ориентиры. Они в большей степени утрачены, и поиск этих ориентиров в чужих биографиях — естественное дело. Потом у Пастернака широкий круг читателей сам по себе — не просто любители, но и школьники, и студенты, и так далее.

Бестселлер — вещь, как правило, окказиональная, разовая. Это книга, которая в какой-то момент широко продалась, а оказала ли она влияние на последующие вещи — мы не знаем. Это явление в лучшем случае одного года, а чаще всего нескольких недель. Совпадение бестселлера с классикой — крайне редкое явление. Я могу их по пальцам перечислить: «Мастер и Маргарита», «Лолита», «Доктор Живаго», «Убить пересмешника».

Дина Рубина: «Меня не тошнит от того, что я делаю»

Мне кажется, как раз сейчас я пишу бестселлер. Но я не думаю, что серьезный писатель может сознательно сесть и решить: «Я буду писать бестселлер». Он может об этом только догадываться. У меня была знакомая, у которой один за другим родились пять мальчиков. И она все-таки решилась на шестого ребенка — ей ужасно хотелось дочь. Когда она почувствовала, что ждет ребенка, она замерла и некоторое время даже никому не говорила. А потом позвонила мне и сказала: «Знаешь, у меня на этот раз будет дочь». Я спросила: «Откуда ты знаешь, ты делала УЗИ?». Она ответила: «Нет, я просто чувствую — меня не тошнит».

И я тоже чувствую — меня не тошнит от того, что я делаю. Я пишу и сама ужасно увлечена. Мне кажется все-таки, что это небесная канцелярия. Нельзя дать себе задание написать бестселлер, но почувствовать, что это пришло, можно. Когда писатель находится среди жерновов творчества, когда его тянет в разные стороны и буквально колесует сюжет, он не может в это время думать, что такое бестселлер.

Если мои книги перестанут покупать, я буду заниматься тем, чем я занималась много лет подряд, — буду ездить выступать, я неплохая актриска, у меня есть несколько программ, и, надо сказать, я собираю довольно большие залы. Вполне неплохо зарабатывала, так что меня абсолютно это не пугает. Писатель не может рассчитывать на то, что его книги будут продаваться всегда. Настоящий писатель должен прислушиваться к линии судьбы и послушно двигаться параллельно ей.
Мнение издателей и экспертов

Алексей Гордин, главный редактор издательства «Азбука»:«Бестселлеры бывают разные»

Бестселлером по формальным признакам может быть роман детективный, фантастический, мелодраматический — какой угодно. Но издатели, читатели и журналисты рассматривают его не в связи с жанровой принадлежностью, а как роман. В этом отличие бестселлера от просто хорошо продающегося фантастического романа.

Сейчас издатели норовят назвать бестселлером книгу, продающуюся тиражом более 10 000 экземпляров. На мой взгляд, это лукавство — речь может идти от 100 000. Бестселлер как жанр должен быть интересен самым разным читательским аудиториям. Стало совершенной банальностью, когда издатели пишут на обложке, что книга будет интересна всем-всем. Так не бывает, кроме как в случае с настоящими бестселлерами.

Юрий Дейкало, генеральный директор издательства «Астрель»: «Продажи зависят от сарафанного радио»

Если динамики достаточно, чтобы книгу можно было прочесть от начала и до конца, то она может стать бестселлером. Не важно, идет ли речь о художественном тексте или это нон-фикшн.
Любые рекламные операции, которые вы делаете, когда продаете проект, максимум к чему приводят — это к продаже 5—15 тысяч экземпляров. Все остальное зависит от сарафанного радио. Никакого рецепта однозначного тут нет — либо это сарафанное радио случится, либо нет. А вся ваша реклама и все усилия издателя касаются продажи первых 10—15 тысяч.

Константин Рыков, владелец издательства «Популярная литература»: «Достаточно выпускать женские романы»

Я к тексту отношусь очень просто — я его сам читаю, если он мне нравится, то значит, что понравится не только мне, но и большому количеству людей.

Например, проект «Этногенез» я старался реализовать года с 2002-го. Сначала была создана идея проекта — что-то вроде Библии мира. Далее мы встречались с разными авторами, рассказывали им идею. У «Этногенеза» нет аналогов. Мы совершенно себе не можем представить, как такой проект может развиваться. Он может оказаться коммерчески очень выгодным, а может — большим провалом. Чтобы делать коммерческие книжки, достаточно выпускать хорошие женские романы. Наше издательство выпускает всего две-три книжки в год, и есть смысл сделать так, чтобы они были заметными.

Ольга Морозова, главный редактор «Иностранки» и «КоЛибри», владелец «Издательства Ольги Морозовой»: «Нужно найти незанятую нишу»

Я не знаю, как я выбираю книги, — иду как пес по следу. Есть, конечно, такая простая и очевидная вещь, как модная тема. Модным в свое время стал Акунин, модным стал Пелевин. Нужно в этом огромном объеме текста попытаться найти незанятую нишу. Если ниша не занята, то это может сыграть. Ведь все топчутся на одном и том же поле. Вот сейчас я буду раскручивать Олега Сивуна. Мы подавали на «Национальный бестселлер» — там он чуть-чуть не добрал до шорт-листа. Завтра будет получать Новую Пушкинскую премию. Когда я его выбрала, у него не было никакой Пушкинской премии — он только номинировался. Мне у него безумно понравилась искренность интонации.

Сергей Пархоменко, директор издательства Corpus: «Автор должен быть не менее интересен, чем его книга»

Есть общее впечатление от текста, которое либо оказывается верным, либо нет. Есть представление издателя о запросах разных групп читателей. В этом заключается издательское творчество — талант тонко чувствовать эти потребности.

Важнейшими элементами потенциального бестселлера являются три вещи. Во-первых, литературное качество текста — не любую книгу можно сделать бестселлером. Во-вторых, это ясный адрес, понимание того, кто читатель в социальном смысле, возрастном, образовательном. И при каких обстоятельствах эта книга может оказаться этому читателю нужной. Что это такое — подарок, учебник жизни, развлечение, например, на пляже. И третий важнейший ингредиент — это фигура автора. Автор должен быть не менее интересен, чем его книга. Он должен быть живой, он сам по себе должен быть событием. Выход книги никогда не становится большим событием, если не становится событием появление на публике автора. Интересной, в чем-то загадочной фигуры. Интересуясь автором, люди интересуются книгой.

Александр Шаталов, критик, ведущий программы «Домашнее чтение»:
Прежде чем писать бестселлер, нужно понять, как он будет пиариться, поскольку издатели, за исключением пары самых крупных, не вкладывают большие деньги в прямую рекламу книг. Поэтому необходимо привлечь кого-то, кто уже хорошо известен. Это может быть, например, медийный автор — неслучайно шла охота за такими персонажами, как Ксения Собчак и Андрей Малахов. Любой продукт, подписанный этими именами, будет бестселлером.

Можно еще взять тему, которая хорошо известна. Например, это может быть производственный роман. Я уверен, что бестселлером стал бы роман, рассказывающий о компании Bosco di Ciliegi. Во всяком случае в Москве. Или роман про Первый канал — про Константина Эрнста, про его сотрудников. Вся эта информация есть в интернете, не надо даже встречаться ни с кем. Немного по-другому называешь персонажей — и все, каждый прочитает набор персонифицированной информации с сайта kompromat.ru. То, что делал когда-то Достоевский, выискивая сюжеты в местной прессе, мы можем делать, обращаясь к расследованиям журналистов.

По этому же принципу начинала работать Оксана Робски, которая открыла тему Рублевки и на ней въехала в литературу. Конечно, важна сюжетность: родился, полюбил, изменил, умер. Так пишет Акунин. Остальное не важно. Если мы откроем текст, то большой разницы между тем, что пишет Минаев, и тем, что пишет Мамлеев, не увидим: у обоих достаточно неряшливая проза. Но один считается попсовым автором, а второй — классиком. В данном случае репутация оказывается важнее, чем текст.

Николай Александров, критик, ведущий программы «Разночтения»:
Вместо подробного ответа на вопрос, можно ли по заказу написать бестселлер, я расскажу одну коротенькую историю.

Когда я брал интервью у Демьяна Кудрявцева, который написал сложнейший роман «Близнецы, ни по каким канонам не подходивший под понятие «бестселлер», я расспрашивал его об иерусалимском литературном круге, во главе которого стоял Михаил Генделев. В этот круг входил среди прочих Арсен Ревазов, довольно близкий приятель Кудрявцева, автор романа «Одиночество-12». Роман стал безусловным бестселлером, он был не только издан, но и переиздан. Его и сейчас можно найти во многих книжных магазинах. Так вот, Кудрявцев говорил, что Арсен, как человек достаточно обстоятельный, не просто рассказывал историю, а довольно внимательно изучал детектив, триллер, боевик, то есть роман-экшен. Не секрет, что для бестселлера динамика действия, захватывающий сюжет, острая интрига — это составляющие успеха.

По словам Кудрявцева, тот не просто писал роман, а писал роман по рецепту бестселлера. Это один из тех случаев, когда автор сознательно пишет бестселлер и добивается успеха. Впрочем, сам Ревазов, когда я с ним разговаривал, все это отрицал и говорил, что роман родился совершенно спонтанно.

Александр Гаврилов, издатель журнала «Что читать»:
«Бестселлер» — примерно такой же миф современного культурного сознания, как «деньги» или «здоровье».

Можно ли по рецептам заработать денег? Можно. Но у одного получится заработать много, а у другого — мало. Помните, как у Довлатова: «Денег заплатили?» — «Заплатили». — «Хороших?» — «Хороших. Но мало».

Если вглядеться в бестселлер, то это довольно разнообразная внутри себя вещь. Есть книги, которые недолго хорошо продаются. Вот он выбросился на рынок, хорошо продавался на протяжении полугода, потом пропал, и больше его никто не видел. Есть лонгселлеры — книги, которые устойчиво хорошо продаются на протяжении длительного времени: «Преступление и наказание» Достоевского, «Парфюмер» Зюскинда. Это книги, которые способны кормить своих авторов на протяжении долгих лет. В новой исторической реальности такими книгами стали только сочинения об Эрасте Фандорине Бориса Акунина.

Написать короткий бестселлер по рецепту можно. Подготовка бестселлера включает в себя внятный маркетинг, когда человек исследует рынок, пытается понять, про что он должен написать, чтобы эта книжка хорошо покупалась. Затем внятную работу должен проделать издатель по продвижению этой книжки.

Почти невозможно написать по заказу лонгселлер или международный бестселлер — книгу, которую переведут во многих странах. В «Гарри Поттере», книгах Стивена Кинга, отчасти в «Фандорине» — в каждой из этих книг есть то, чему можно научиться, что можно сделать, сверяясь с прописями. Но есть еще таинственное, волшебное что-то, что отличает эту книгу от прочих, написанных по тем же лекалам. Таких книг, как «Гарри Поттер», тьма. «Гарри Поттер» — один. Написать бестселлер можно. Создать событие без вдохновения, страсти и удачи — почти невероятно.

Нина Иванова, фото - TimeOut
Источник: TimeOut


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
НораДата: Суббота, 29.08.2009, 23:32 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Несколько советов начинающим авторам от Татьяны Веденской, автора женских романов

Поскольку достаточно часто мне на блог пишут люди с одними и теми же вопросами: как найти издателя, как дописать книгу, как избежать обмана и т.п., я решила посвятить эту заметку отдельно этому вопросу. Думаю, мое мнение и опыт не будут уникальными, это просто несколько универсальных советов на первый случай. Итак, вопрос первый: как издать книгу. Сделать это можно двумя способами - за свой счет и не за свой.
1. Если у вас есть средства, это значительно облегчит ваш путь к лаврам. Обращайтесь в издательства, которые занимаются тиражированием и распространением книг и договаривайтесь. Имейте в виду, распространение в данном случае - самый главный вопрос. Если вам предложат напечатать книги и все, это не может вас устроить, если только вы не мечтаете оказаться один на один с несколькими сотнями коробок на собственном балконе.
2. Если средств нет, а это более частый случай в практике, то перед вами стоит задача найти своего издательство и убедить редактора в вашей ценности. Типичная ошибка, пытаться убедить в исключительной ценности художественной. Это важно, конечно, но также есть много других важных параметров,таких как коммерческий успех, жанр, соответствие концепции издательства... Вот тут-то нас поджидает вторая частая ошибка: написание произведения вне жанров. Мне часто говорят: вот, у меня что-то такое, то ли фантастика, то ли что-то такое веселенькое, но с детективной драмой. Так вот - такое произведение вряд ли будет опубликовано. Жанр должен быть определен более-менее точно.
2.1. Как отправлять рукопись. Это вопрос очень важный, от этого зависит решение редактора по вашему вопросу. Тут процесс во многом напоминает рассылку резюме. Произведение + синопсис + сопроводительное письмо. Все должно быть кратко, лаконично, имейте в виду, что читать все сопроводительные письма будут в первый раз не больше 3-х минут, а первичное решение примут именно после них. Так что...все внимание на краткость и убедительность. Рукопись надо пересылать конкретному редактору, который занимается именно вашим жанром, а через несколько месяцев обязательно добиться ответа. Отрицательный результат, как известно, тоже результат. если вам не ответили вообще, высока вероятность того, что вещь вообще не читали.
3. А что, если по дороге вашу гениальную рукопись украдут? На этот вопрос есть только один ответ - а кому это надо? Ведь начинающие авторы готовы отдавать свои произведения практически даром, а для того, чтобы читатели добрались до этих новых книг, нужно всадить такое количество ресурса, которое в сто раз привысит стоимость самой рукописи. Так что имейте в виду, если издатель всерьез заинтересуется вашей книгой, то он точно позаботится, чтобы все было законно. На моей памяти не было ни одного случая кражи рукописи начинающего автора. Издатель заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и полной любви и взаимопонимании с автором.

4. Хорошо ли живется писателям? Это тоже вопрос интересный, потому что прежде чем ввязываться в это длительное и требующее сил и времени предприятие, надо хотя бы представлять, ради чего. В основном писатели зарабатывают достаточно мало. Примерно как клерки в банках. Так что дело это делается скорее ради любви к искусству, ради удовольствия подержать в руках книгу, написанную собственной рукой (клавиатурой) и...надеждой. Надежда пробиться сквозь толщи книг и стать number one - она не чужда душе любого писателя, так что конечно же надо верить в чудеса. Просто помните, что прежде чем чудо случится, надо будет долго-долго работать. Много-много просидеть перед экраном компьютера и испытать все муки творчества, которые знакомы любому творческому человеку. И все-таки, я думаю, что это просто прекрасно, если вы почувствовали в себе потребность как-то перенести на бумагу свои мысли и чувства. Нет более сильного чувства, чем чувство творца перед лицом созданного им маленького мира. Так что отбрасывайте все сомнения и творите. Верьте в себя и мир ответит вам тем же.


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
НораДата: Суббота, 29.08.2009, 23:33 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Что нужно знать, приступая к написанию любовного романа. Советы от Валентины Седловой.

Семинар «Кто сказал, что любовный роман — это не фантастика?»
Сильверкон, 28 июня 2009

Итак, почему бы, действительно, не отнести любовный роман к фантастике? Смотрите, что получается: если действие романа происходит на космическом корабле, данное произведение автоматом зачисляется в ранг фантастических – притом, что полеты в космос давно уже объективная реальность. Здесь же ситуация обратная: любовь до гроба из разряда «жили они счастливо и умерли в один день» в обычной жизни встречается не чаще, чем происходят запуски космических шаттлов, однако ж романы на эту тему к фантастическим относить никто не спешит. Непорядок, господа, непорядок…

Итак, что нужно знать тем, кто собирается написать самый настоящий любовный роман. Ну, как минимум то, что этот жанр относится к разряду развлекательных. Высокие идеи, заумные речи героев и прочие порывы душ – это вам по соседству, в женский роман. А то и вовсе в большую прозу, хе-хе. А здесь читательница, видя перед собой новую книгу из знакомой издательской серии, собирается получить четко намеченный комплекс удовольствий: вдоволь попереживать за главных героев, совершенно точно зная, что в финале у них все будет хорошо, несмотря на все приключения, выпавшие на их долю по милости писательницы. Да-да, вот оно первое и основное правило: у любовного романа всегда должен быть хэппи-энд. Причем, именно что энд, без всяких открытых финалов. Вариант «Она стояла у окна и гадала, позвонит ей Пьер, или лучше ответить на приглашение Жана» - это гарантированный способ получить град возмущенных откликов. К финалу уже должно быть совершенно точно понятно, что Пьер и только Пьер, а Жану желательно пасть смертью храбрых / уехать в другую страну и не смущать своим присутствием бедную героиню.

Второе главное правило: любовный роман имеет двух главных героев – Она и Он. Если же герой мелькает на фоне героини бледной тенью, появляясь редко и некстати – это не ЛР. Причем обнаружиться главный герой должен на первых десяти страницах, не позже.

Если вы готовы соблюдать эти два нехитрых правила – то вперед! Дальше ничто не ограничивает вашу фантазию. Как чистый ЛР, так и миксы ЛР с детективом, мистикой, авантюрным романом находят своих горячих поклонниц. Главное – не переборщить, и не удариться, например, в детективную линию в ущерб любовной. Детектив – отлично, но пусть расследование оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения героев, помогает им лучше раскрыть свои характеры. Единственное не то, чтобы правило, но все же закономерность: на стыке первой и второй трети книги происходит некое событие, после которого Он и Она становятся неразлучны – по любви или вынужденно, уже не столь важно. Во второй трети романа происходит некий конфликт, после которого кажется, что героям вместе быть уже не суждено не при каких условиях. Чем серьезнее этот конфликт, чем меньше очевидных способов его разрешения – тем лучше! Читатель-то совершенно точно знает, что этим двум друг от друга уже не отвертеться. Теперь самый главный вопрос – как из данной ситуации выкрутится писатель? А если он при этом не станет использовать рояли в кустах и повальные убийства второстепенных героев (какая умничка!) – честь ему и хвала.

Вы собираетесь устроить главной героине адюльтер? Что, она изменит главному герою?! Забудьте об этом немедленно и выбросьте эту идею из головы. Пусть в прошлом, за рамками романа, у нее были взаимоотношения с другими мужчинам, но здесь, в романе, она будет верна главному герою. Ах, у нее и помимо героя есть поклонники и воздыхатели? Тогда для начала определимся: третий-лишний у нас положительный герой или отрицательный? Если отрицательный, то никаких проблем: злодеи у писателей традиционно получаются на высоте и никаких сложностей с их описанием нет. Если же положительный, то пусть он будет не настолько хорош, как главный герой – иначе кому-то из читательниц захочется воссоединить героиню именно с ним, а когда этого не произойдет… О, бойтесь читательского разочарования! Если уж вам так не терпится дать героини в спутники такого безмерно правильного, но увы, лишнего мужчину – пристройте его в хорошие руки какого-нибудь второстепенного персонажа, вроде младшей сестренки главной героини, или ее лучшей подруги. И будет всем счастье.

Кстати, так что там главный герой? Положительный и безмерно пресный получается? Ну да, как пелось в одной песне, «хороший парень – и больше ничего». Действительно непонятно, что нашла в нем главная героиня? Эдак она через пару лет со скуки во все тяжкие пустится. Значит, надо как-то героя оживлять. Но как? Самый простой выход – дать ему некий безобидный изъян. Пусть он, например, боится воды. И вот пляж, романтическая встреча, героиня томно плещется в прибое… а этот странный тип топчется на берегу и игнорирует все ее намеки! (А в финале книги, переступив через свой страх, отважно бросится в морские пучины и спасет свою половинку). А может, у героя аллергия на кошек, и он, бедолага, принимается чихать в самые неподходящие моменты?.. Подобные штрихи делают героев более знакомыми, узнаваемыми, а значит – и живыми. Главное не переусердствовать, чтобы эти изъяны умиляли, а не раздражали читателей. Если герой имеет славную привычку курить трубку и выпускать клубы дыма прямо в лицо героине, вряд ли это кому-то понравится, скорее вызовет сомнения в здравом уме героине, которая позволяет проделывать с собой такое.

Штампы-штампы-штампы. Если принц – то на белом коне, если олигарх – то на черном «Мерседесе». Перечитали рукопись и обнаружили, что вас сия доля тоже не миновала? Нет повода расстраиваться, все исправляется элементарно. Итак, у вас герой дарит героине миллион алых роз. Букетом, ага. Начинаем работать со штампом. Алые заменяем на белые, розы на лилии, букет – на корзинку, или вовсе на цветочный горшок. Кстати, а почему лилии, а не герань? Или вовсе кактус?.. И что мешает героине опешить от столь экстравагантного подарка, а потом и вовсе спустить злополучные горшки на голову тому, кто распевает ей под окном серенады? Если серенады распевал третий-лишний – особенно хорошо! Парень пострадал за чужие грехи, а главный герой довольно потирает руки, глядя за расправой из-за угла дома. Все, сюжет заиграл!

Кстати, еще один маленький нюанс. Когда читатель смеется во все горло, героям в этот момент отнюдь не до смеха. Та же героиня шипит разъяренной кошкой, третий-лишний лечит сотрясение мозга, а главный герой ломает голову, как же теперь ему завоевать сердце недотроги, когда она в таком состоянии. Если же герои начинают хохотать над собственными проделками, читатель, скорее всего, равнодушно зевнет или вовсе сморщится. Ну а кому такое понравится? Вот представьте, идете вы по улице, а на тополе висит табличка «это дерево», на трамвае «транспортное средство», а на соседском Барсике – наклейка «кошка». Читатель сам разберется, когда ему веселиться, а когда замирать от ужаса, не надо ничего подсказывать, тем самым обижая его.

А теперь секс. Так нужен он в любовном романе или нет? Для этого стоит ответить себе: на какую возрастную категорию читательниц рассчитан этот роман? Если на юную, до 25 лет (обычно это истории о первой любви, о первом мужчине в ее жизни) – то красивая постельная сцена не повредит. Не уверены, что при ее написании не скатитесь в пошлость, медицину или юмор? Тогда пусть действия будет по минимуму, а вот описания чувств героини по максимуму. Герой еще только положил ей на плечи руки, а героиня почувствовала, как по телу прокатилась теплая волна / по затылку побежали мурашки / закружилась голова / бешено застучало сердце – и т.п. и т.д. Если же роман для возрастной категории постарше, можно ограничиться полунамеками. Руководствуйтесь своим чутьем. Кажется, что надо показать секс – показывайте, полагаете, что этого делать не стоит – не делайте. Но будет лучше при сочинении столь тонкой и интимной вещи, как постельная сцена, чуть-чуть «недописать» секс, чем «переписать».

Вот, пожалуй, и все советы по сочинению любовного романа. Но прежде чем подойти к компьютеру и отстучать первые страницы нового опуса, примите на заметку: традиционно отношение к русским авторам среди поклонниц любовных романов, мягко говоря, не самое теплое. Кому-то не нравятся русские имена в книге, кому-то на обложке; кто-то разок обжегся на не самом удачном образчике отечественного творчества, и теперь всех русскоязычных авторов одним чохом зачисляет в литературу третьего сорта. Да, здесь во многом есть и вина издателей, смешивающих в одной серии как чистые любовные романы, так и женскую прозу (частенько депрессивную), но поскольку у писателя практически нет возможности хоть как-то на это повлиять, ему остается лишь пожинать плоды подобной неразберихи. Выхода два: взять иностранный псевдоним и писать ЛР в заграничном интерьере (не мешало бы прежде этот самый интерьер хорошенько изучить, чтобы не было досадных накладок), либо запастись терпением и писать под собственным именем про соотечественников в надежде, что рано или поздно это принесет свои плоды: верных читателей-почитателей.

В любом случае – удачи всем нам! Писателям легкой руки и безудержного вдохновения, читателям – новых захватывающих историй!


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
МарияДата: Воскресенье, 30.08.2009, 02:22 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Нора, спасибо, с удвольствием прочитала мнения отечественных литераторов по поводу бестселлеров.
 
НораДата: Воскресенье, 30.08.2009, 04:00 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Мария, я тоже изучила статейку. Есть некоторые моменты, которые дают пищу для ума. wink

НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
ЛукаДата: Четверг, 03.09.2009, 20:28 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 2698
Статус: Offline
Нора, спасибо, интересно biggrin
 
НораДата: Воскресенье, 20.09.2009, 13:21 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Оригинал статьи:
http://www.aif.ru/online/dochki/217-218/12_01

Я собираюсь роман написать…

Грибоедов тянул лямку на дипломатической службе, Чехов основной хлеб добывал врачеванием, Достоевский - карточной игрой, Тургенев был помещиком, а Толстой - графом, со всеми вытекающими отсюда выгодами. Зато Пушкин был первым русским писателем, который сделал литературное творчество не просто развлечением для гибкого дворянского ума, но и способом добычи денег. Помешало ли это ему стать классиком? Нет! И тебе не помешает. Но учти, одного таланта здесь недостаточно. Для того чтобы твое произведение дошло до читателя, необходимо потратить очень много сил и времени.

Наталья МАЛЫШЕВА

С чего начать?

ЕСТЕСТВЕННО, с идеи, если она есть. Но все-таки не стоит предлагать издателю некие абстрактные идеи и главы из будущего шедевра. В издательство необходимо приходить уже с готовым материалом.

В "ЭКСМО", например, текст принято сдавать в печатном виде плюс дискета. Вообще многое зависит от личных предпочтений издателя. Одним удобнее читать с листа и попутно делать заметки, а дискеты у них постоянно теряются. Другие, наоборот, предпочитают читать с экрана, а печатные страницы у них лежат тяжкой стопкой, которую неохота разбирать. Можно отправить рукопись по факсу или электронной почте. Но в этом случае велика вероятность, что она так и не дойдет до издателя. Поэтому желательно не стесняться и настоять на личной встрече.

Лучше сразу приносить не одну рукопись, а серию с одним ключевым сюжетом и общими главными героями. Читатель любит сериалы. Издатель соответственно тоже.

Некоторые издательства предпочитают работать с постоянными авторами и не хотят тратить свое время на изучение "новеньких". Но издательский процесс, как и любой другой, требует нового подхода, новых идей, новых жанров и новых имен. Поэтому обязательно найдется издательство, которое захочет сотрудничать с новичком.

Куда идти?

РАЗУМЕЕТСЯ, если у тебя с издателем имеются личные связи, то все решится само собой. В противном случае имеет смысл обратиться сразу в несколько различных издательств. В одной Москве их сейчас насчитывается более 2 тысяч.

Конечно, в идеале лучше всего сразу пробиться к "главному". Но это практически нереально, если, конечно, ему вдруг не захочется завязать с тобой личное знакомство. Скорее всего, с творчеством "человека с улицы" вообще-то сам издатель даже знакомиться не станет. Во всяком случае, таковы правила в издательстве "ЭКСМО". Для этого существуют другие люди и особые правила общения с ними.

Твою рукопись отдадут рецензентам. Именно от них и будет зависеть твой успех или провал. Кстати, ознакомиться с мнением рецензента тебе нигде не дадут. И если он вдруг решит, что тебя публиковать нельзя, то первопричину такого решения будет узнать достаточно сложно. Ты даже не сможешь проверить, читал ли он твое произведение. По идее, должен читать все. Потому что в дальнейшем ему необходимо написать отзыв о твоем творении. Но отзыв может свестись к общим словам типа "вторично", "не раскрыто", "не динамично".

Если рукопись понравится, то тебя обязательно найдут (естественно, необходимо оставить все свои контактные телефоны). Но лучше все-таки спустя некоторое время опять напомнить о себе.
Здесь главное - знать меру. Если ты будешь чересчур активно надоедать рецензенту, то велика вероятность, что он из принципа отложит твой роман в самый дальний ящик или прочтет по диагонали и раскритикует. А если будешь тихо ждать ответа, то о тебе могут вообще забыть. Поэтому приблизительно через месяц обязательно позвони и уточни судьбу своей рукописи.

Это сладкое слово "КОНТРАКТ"

ЕСЛИ рецензент дал положительный отзыв и твоя рукопись принята, то необходимо юридически правильно оформить все документы. Твое сотрудничество с издательством начинается с контракта, который регламентирует ваши отношения.

Сдать рукопись сразу в несколько издательств ты можешь, но заключать контракт на одно и то же произведение можно только с одним. Поэтому выбирай наиболее выгодные условия.

Если при заключении контракта возникают сомнения, то желательно проконсультироваться с юристами в области авторских прав - тогда тебя будет трудно надуть. Тебе могут предложить договор на одно издание, на все переиздания, на несколько последующих произведений и. т. д. (с вариантами можно ознакомиться в Интернет). Там же, в Интернет, можно найти себе литературного агента, который и будет утрясать все юридические вопросы, пока ты занимаешься высоким искусством.

При подписании долгосрочных контрактов стоит обратить внимание на темпы своей деятельности. Скажем, "ЭКСМО" ставит авторов в очень жесткие рамки, назначая им сроки сдачи следующей рукописи. Все авторы пишут с разной скоростью. Тем, кто живет на гонорары, удается создавать шедевры каждый месяц (это приблизительно 360 - 420 страниц в месяц). А ты потянешь?

Если после всего выше прочитанного карьера писателя все еще привлекает тебя, то начинай действовать.

Юлия НИКОЛАЕВА
Жанровый вопрос

Детектив - самый продаваемый и самый доходный жанр. Если ты умеешь писать детективы, то с голоду не помрешь… Если, конечно, пробьешься сквозь мощный заслон конкурентов! Ибо детективы сейчас пишут все: бывшие милиционеры (например, Маринина) - и с ними конкурировать труднее всего, кандидаты филологических или исторических наук, воспитатели детских садов, продавцы колготок и просто домохозяйки, насмотревшиеся соответствующих фильмов по телевизору.

Поэтому когда ты принесешь издателю детектив, то рукопись ляжет в самую толстую стопку и будет очень долго ждать своей очереди. А рецензенты, ошалевшие уже от обилия трупов и бандитских кличек, возможно, просмотрят твою нетленку лишь по диагонали и не обнаружат в ней ничего нового (и, что обидно, скорее всего, они правы).

Фантастика в ее научно-классическом виде для нынешней девушки столь же недоступна, как в свое время был недоступен детектив для Александры Марининой. Это традиционно мужская вотчина. Здесь творят бывшие инженеры, физики-ядерщики и прочие научные люди из закрытых некогда п/я. Читатели, кстати, в большинстве своем тоже мужчины: потому что современная фантастика (в отличие от Брэдбери, Азимова или даже Беляева) - это крутой экшн, боевик. Так что, попытавшись внедриться в этот мужской клуб, прикройся мужским псевдонимом или прояви такую же настойчивость и усердие, как славная ныне Александра Маринина. В конце концов, детектив раньше тоже был чисто мужским жанром. Ну и где теперь "сильный пол"?

Игра стоит свеч: фантастика востребована и хорошо оплачивается, а такого завала сочинителей, как в детективном жанре, здесь пока не наблюдается. Так что у тебя все шансы пробиться к славе!

Психология - типа "Как перевоспитать мужа", "32 способа соблазнить соседа", "180 причин депрессии и 200 способов борьбы с ней" - пожалуй, самое доходное из литературных предприятий (не считая, правда, детективов). Единственный минус: дотошный издатель, скорее всего, потребует с тебя свидетельство о соответствующем образовании или, чего доброго, отдаст рукопись на рецензию профессиональному психологу. Так что, чтобы пробиться в этом жанре, надо быть образованной и остроумной одновременно.

Любовный роман - самая распространенная ловушка для пишущих барышень. Им кажется, что нет ничего проще, чем сочинить сюжет про любовь… А книжка в результате не продается или даже вовсе не издается. Ну не растут цветы на нашем асфальте!!! Сопливо-сахарные истории со страдающими красавицами и влюбленными рыцарями лучше помещать либо в иные эпохи (см. "исторический роман"), либо в иные страны. Берясь описывать драму мятущейся женской души, учти некоторые необходимые для раскрутки (хотя, возможно, и неприятные тебе лично) детали:
а) возьми себе какой-нибудь европеизированный (а еще лучше - американизированный) псевдоним - типа Мэри Буч или София Богарне;

б) подробнее останавливайся на портретных характеристиках и постельных сценах;

в) не переписывай истории про Золушку (их достаточно в мексиканских сериалах) - читающая публика в последнее время предпочитает верить, что бизнес-леди тоже любят.

Исторический роман - хотя бы на уровне Валентина Пикуля или Марии Семеновой - это редкость. Потому что специалистов по истории либо очень мало осталось, либо они не желают размениваться на беллетристику. Так что, если ты хорошо училась в школе и что-то помнишь, - можешь садиться и писать: конкурентов будет немного.

Однако учти, что и тиражи, вероятно, будут невысоки, и гонорары не сытны: современному читателю хочется чего-нибудь попроще и повеселее, чем историческая дидактика. Гораздо больше шансов на славу и финансовый успех дает смешение исторического романа с каким-нибудь другим жанром.

Акунин, например, сделал великолепный ход конем, изобретя жанр "исторического детектива", - и пока что он в этой сфере монополист. Так что можешь попробовать - места есть.

В издательстве "ЭКСМО", скажем, наибольшим спросом пользуется любовно-авантюрный или приключенческий роман, положенный на историческую основу. Чтобы понять, что это такое, почитайте Дюма. Или - из современных - Е. Арсеньеву, И. Мельникову, Л. Шкатулу. Кстати, жанр хорош тем, что досконального знания исторической правды ни от автора, ни от читателя не требуется, - главное, чтобы сюжет был лихо закручен: пираты, благородные разбойники, беглые рекруты, расстриженные монахини и обнищавшие князья сами по себе достаточно "историчны" и романтичны. Однако вольного обращения с особами императорских фамилий (включая великих княжон), всемирно известными учеными и полководцами лучше не допускать: слишком легко будет поймать тебя на дилетантизме. Неудобно получится.

Фэнтези - еще более прибыльный (потому что востребован в равной степени и мужчинами, и женщинами, и - что особенно выгодно - подростками) жанр. К тому же отечественных пахарей на этой ниве - раз-два и обчелся… Ну, может, три-четыре: Ник Перумов, Вера Камша, Елена Долгова, Михаил Успенский. Издательства только и ждут, чтобы кто-нибудь начитанный и остроумный пополнил эти ряды.

При всем при том фэнтези - западный жанр. Начавшись с Толкиена, он так и кочует где-то в районе англосаксонских и скандинавских мифов. Желязны однажды попробовал перенести его на эллинистическую почву, а Михаил Успенский - единственный пока, кто работает в жанре "русского фэнтези". Так что если ты решишь проявить патриотизм и вместо троллей и хоббитов ввести в действие шишимор и щуров, то конкуренции практически не будет… Хотя, возможно, тебе придется настойчиво убеждать издателя, что "русское фэнтези" как жанр имеет право на существование. И желательно изучить хотя бы библиотечку русского фольклора, чтобы не путаться в персоналиях.

Мистика - жанр легкий и благодарный. Непонятно почему, но народ любит ужастики. Врать можно от души - никто не уличит в необразованности. Можешь фиксировать на бумаге свои ночные кошмары, а можешь трансформировать в яркие образы весь негатив рабочего дня… В общем, создавать мистику так же легко, как любовный роман. И то же требование: не стоит помещать своих монстров в постсоветское пространство, зато хорошо бы выбрать себе короткий американистый псевдоним.

Просто даже странно, почему в этом жанре так не хватает авторов. Сама понимаешь: более благоприятных условий для раскрутки у тебя не будет.

Поэзия… Нет, народ любит стихи. Хотя предпочитает проверенную временем классику - Пушкина там или Блока. На худой конец - Пастернака или Высоцкого… Если твое творчество очень вдохновит издателя, то со временем ты, может, и пробьешься к славе. Но к богатству - никогда! Суди сама: средний тираж стихотворных сборников - 5 тысяч экземпляров, тогда как средний тираж детектива в мягкой обложке - 25 тысяч. Поняла?

А вообще, как говорил светлой памяти граф Лев Николаевич: "Можешь не писать - не пиши". А то, что у тебя написалось, потому что ты иначе не могла, - несомненно, окажется гениальным. И без разницы, в каком жанре. Ты получала удовольствие от самого творческого процесса, ты наверняка довольна результатом… И лишь на всякий случай, хохмы ради, попробуй забросить ЭТО в издательство (а лучше - сразу в несколько): вдруг как раз твоих свежих идей им и не хватало?

http://www.apropospage.ru/zabava/sof11.html


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024