SCRIPTMEN
Четверг, 02.05.2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Мастер. - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Нора, Ольга  
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Мастер. (Интервью с Юрием Маминым.)
Мастер.
cheshirskyДата: Среда, 08.07.2009, 18:18 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Статус: Offline
«Фильмы для меня – музыкальные произведения,
и выстраиваю я их по законам музыки,
которая по сути самое совершенное
из созданного человеческим умом».
Юрий Мамин

Продолжаю серию интервью, но уже не с американскими, а с российскими кинематографистами. Сегодня на вопросы отвечает наш выдающийся современник, на мой взгляд, единственный режиссёр, который умеет снимать в России (заметьте - на мировом уровне) фильмы в жанре комедии, Юрий Борисович Мамин.

Юрий Мамин - режиссёр, сценарист, актёр, композитор. Когда встречаешь подобное сочетание талантов, на память сразу приходит имя Чарли Чаплина. Не сомневаюсь, что гениальный комик повлиял на творчество российского режиссёра. Доброта, юмор, любовь к простому человеку - всё это присуще картинам обоих мастеров. Кстати говоря, помимо многочисленных призов и наград, Юрий Борисович является единственным в нашей стране обладателем "Золотой Трости Чарльза Чаплина", полученной из рук вдовы великого комика Умы Чаплин.

Я очень люблю чаплинские картины и с такой же любовью и теплотой отношусь к фильмам Мамина: "Праздник Нептуна", "Фонтан", "Бакенбарды", "Окно в Париж", "Не думай про белых обезьян". С улыбкой и восхищением вспоминаю телевизионные передачи мэтра - "От форте до пьяно…", "Хамелеон" и "Обсерватория". Любая работа Мамина - всегда штучная, ювелирная, авторская. Это один из немногих наших современников, чей талант и профессиональное мастерство поднимает российский кинематограф с уровня ремесла, балагана и чистого развлечения на уровень искусства.

Для меня Мамин не только один из лучших российских режиссёров, но и человек, чьё мнение мне всегда интересно. А будет ли оно таковым и для вас, сейчас узнаем.

Итак, интервью:

Александр Волков: Юрий Борисович, скажите, Вы проводите границу между авторским и коммерческим кинематографом?

Юрий Мамин: Безусловно! Это – разные миры.

А.В.: Тогда что характеризует каждое из этих направлений? Есть ли принципиальная разница между авторскими и коммерческими картинами?

Ю.М.: У них разные цели: авторский кинематограф нацелен на самовыражение автора, в то время как коммерческий - на зарабатывание денег. Первый часто грешит занудством изложения и авторским произволом, нарушающим органику искусства; второй – отсутствием свежих идей, мыслей и художественности. Примирить их может лишь талант сценариста и режиссера и их мастерство. Тогда авторский замысел может стать коммерчески удачным воплощением, а развлекательное кино – подняться до уровня высокого искусства. Но эти случаи бывают крайне редко. Впрочем, хорошее кино – вообще редкость.

А.В.: Вам блестяще удаётся совмещать режиссёрское кресло с письменным столом. В чём, по-вашему, заключается основная задача сценариста? Отличаются ли задачи сценаристов, которые пишут сценарии для коммерческого и так называемого "арт-хаусного" кино?

Ю.М.: Главная задача сценариста, на мой взгляд, заинтересовать режиссера своим кинопроектом, либо помочь режиссеру в сценарном развитии его замысла, поскольку сам сценарист не может его воплотить, если только не возьмется за его постановку, став режиссером. В любом случае, кинопроект должен быть интересным, заразительным рассказом, который хотелось бы пересказать тому, кто его не знает.

Что касается выбора кинематографической ниши, то это целиком зависит от личностных пристрастий и темперамента автора. Это проявление натуры. Попробуйте переориентировать приверженца однополой любви на гетеросексуальную страсть – вряд ли это удастся.

А.В.: Как режиссёр, на что вы, прежде всего, обращаете внимание, читая сценарий?

Ю.М.: В первую очередь, на энергию рассказа. Каждая фраза (предложение) должна добавлять новую характеристику или качество в создаваемой автором среде или в образе персонажа и восприниматься режиссером как отдельный кадр в будущей раскадровке. Чем более емкие, точные и яркие фразы- кадры предлагаются сценаристом, тем более заразителен его сценарий. Вообще форма изложения важна для восприятия, и о ней нужно заботиться.

А.В.: О чём ещё должен заботиться сценарист, то есть, по каким критериям вы оцениваете сценарий? Каковы для вас отличительные признаки хорошего фильма?

Ю.М.: Я воспринимаю фильм как рассказанный сценарий, а режиссера – как рассказчика сценария. Если он одаренный рассказчик, умеющий завладеть вниманием аудитории или отдельного зрителя, то его фильм можно назвать удачным (вне зависимости от выбранной скорости изложения, поскольку время в рассказе можно спрессовывать по отношению к реальному и ускорять, либо расширять и замедлять).

В связи с этим нужно заметить, что литературный и режиссерский сценарий могут сильно отличаться друг от друга, потому что в кино на первый план выходит личность режиссера, его энергия, плотность и выразительность изложения, авторский стиль (при разных сценаристах, мы всегда отличаем Феллини от Антониони, Данелию от Рязанова, Тарковского от Сокурова).

Однако основанием для режиссерского кинорассказа все же являются предложенный автором сценария сценарный рассказ с оригинальным сюжетом, занимательностью, остротой (новизной) рассматриваемой проблемы.

А.В.: Видите ли вы разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

Ю.М.: Существуют законы литературно-сценарного творчества, которым молодые учатся у опытных кинодраматургов, создавших сценарии выдающихся фильмов. Остальное зависит от степени таланта, который мы трактуем как способности плюс труд. Нужно постоянно писать истории и постоянно править их изложение, следуя совету авторитетного для тебя мастера. Тогда процесс овладения профессией будет стремительным.

А.В.: Есть ли разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и сценариста первой величины?

Ю.М.: Сценарист из средних довольствуется в своей работе освоенными сюжетами и приемами изложения, которые называются сценарными штампами. Сценарист с нестандартным лицом (из которого может вырасти кинодраматург первой величины) стремится к художественному открытию во всех категориях профессии – в сюжете, в проблеме, в образе, в языке. Это позволяет ему сделать шаг в художественном познании мира и человека.

А.В.: Как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать сценаристом первой величины?

Ю.М.: Я думаю, что научить этому нельзя, а научиться можно. Самое главное – быть страстным читателем художественной литературы. Чтение классики – прошлой и современной дает мастерство, вкус, мозговые мускулы, формирует личность автора, позволяя ему прожить тысячи судеб, вместо одной, будит творческую фантазию, позволяет с независимостью знатока ориентироваться в современной литературной моде. Пушкин, Толстой, Бунин, Платонов, Трифонов – все эти авторы читали запоем мировую литературу.

А.В.: Что в первую очередь необходимо, для того чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?

Ю.М.: Одержимость выбранной профессией. «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого Прекрасного жрецов…» - сказал Пушкин устами Моцарта.

А.В.: Если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы свою работу?

Ю.М.: Наоборот, я бы постарался воплотить все отобранные за два десятилетия сценарии, пылящиеся на полке.

А.В.: Вы - один из лучших российских режиссёров, хорошо известный в Европе. Одна моя знакомая француженка даже признавалась мне в том, что "Фонтан" и "Окно в Париж" являются её любимыми фильмами. Что именно сделало вас тем человеком, которым вы являетесь сегодня?

Ю.М.: Любовь к искусству. Способность к состраданию. Чувство справедливости («Пепел Клааса бьется в моем сердце!..»). Так меня воспитали. Возможно, также и чувство юмора – а это, наверное, от природы.

А.В.: Юрий Борисович, на ваш взгляд, сложно ли в современной России начинающему кинематографисту без связей и знакомств снять свой первый фильм? Что бы вы порекомендовали такому сценаристу или режиссёру?

Ю.М.: Да, в нынешнем расчетливом и равнодушном обществе, сориентированном на деньги, сценаристу без связей может помочь лишь везение: оказаться в нужный момент в нужном месте и – главное – с готовым предложением! Для этого необходимо постоянно изобретать новые проекты, отложив на время тот, который сегодня не прошел, как бы горько это не показалось. Время обязательно подкинет новые возможности, и тот, кто всегда готов предъявить что-то новенькое, непременно выиграет!

Добавлю про еще один аспект сценарной профессии. Кинодраматургу надо привыкнуть к мысли, что автором фильма, в последней инстанции, становится режиссер со всеми плюсами и минусами этого положения. Он может вдохнуть жизнь в сценарий, избежать его слабостей и усилить достоинства. Но может также и погубить хороший замысел, испортив картину и жизнь сценаристу. И так бывает часто. Надо быть мужественным и не спиваться по этой причине, а искать, по возможности, достойного режиссера для воплощения дорогого сердцу замысла.

PS Комментарий Юрия Мамина по поводу моих интервью:

"С любопытством прочел Ваши беседы с американскими сценаристами. При всей разнице в ответах, их объединяет одно: умение заработать деньги своей профессией. Наверное, это действительно, самый продуктивный подход к делу и самое важное для учеников. Однако мастерство и искусство все же разные вещи: умение сделать из говна конфетку - мастерство; а искусство - это открытие новых горизонтов. И этого-то как раз не хватает американскому кинематографу, подавившему мировое кино".

http://new-storyteller.livejournal.com/


http://new-storyteller.livejournal.com/

Сообщение отредактировал cheshirsky - Среда, 08.07.2009, 18:24
 
ЛедаДата: Четверг, 09.07.2009, 01:42 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Quote (cheshirsky)
умение сделать из говна конфетку - мастерство; а искусство - это открытие новых горизонтов.

Отлично сказано.

Quote (cheshirsky)
И этого-то как раз не хватает американскому кинематографу, подавившему мировое кино".

Не знаю, не знаю... Отсматриваю сейчас, по мере сил и возможностей, когда-то упущенную американскую киноклассику. И, доложу я вам, это сильные вещи, имеющие несомненное отношение к искусству. Стоит задуматься о другом: почему горизонты, открытые американцами, сильнее повлияли на мировой кинематограф, почему они приживаются и остаются, многоразово тиражируются впоследствии, а остальные направления не столь популярны? Дело не только в коммерции, право слово (хотя это и немаловажно smile ). Есть мыслишка (далеко не новая, полагаю), что секрет их успеха кроется в том, что они активно задействуют эмоции и инстинкты зрителя. Ну уж в любом случае, никогда не забывают, что фильмы должен кто-то смотреть, иначе он мертв. В то время как европейский и восточный кинематограф зачастую значительно оторван от зрителя и занимается самолюбованием или искусством ради искусства. cool
 
ГостьДата: Четверг, 09.07.2009, 07:11 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Статус: Offline
Quote (Леда)
когда-то упущенную американскую киноклассику.

тото и оно, что уже лет 20 всё идёт как по рельсам, почти без проблесков нового.

 
cheshirskyДата: Четверг, 09.07.2009, 10:05 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Статус: Offline
Леда, согласен, отлично сказано.

Только ведь тот же Чаплин для меня - это коммерческое кино, поднимающееся на уровень искусства. (Например, "Огни большого города". Фильм прекрасно подтверждает Ваши слова о американском кинематографе). Так что я с Вами абсолютно согласен. Да и вообще я не провожу грань между коммерческим и авторским кино. На мой взгляд, это условность. Есть хорошее кино, а есть плохое. А кто и ради чего его делает, мне как зрителю всё равно.


http://new-storyteller.livejournal.com/
 
ЛедаДата: Пятница, 10.07.2009, 02:26 | Сообщение # 5
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Quote (Гость)
тото и оно, что уже лет 20 всё идёт как по рельсам, почти без проблесков нового.

То-то и оно, что я как раз смотрю фильмы последних лет 20. Это тоже уже классика (совсем уж седую классику, как Гриффит, Чаплин и иже с ними я смотрела еще в студентчестве). И в последние лет 20 появилось очень много сильных вещей. Американцы и те, кого они заманили в Голливуд, продолжают влиять на кинематограф, заразы эдакие biggrin
 
ЛедаДата: Пятница, 10.07.2009, 02:32 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Quote (cheshirsky)
Да и вообще я не провожу грань между коммерческим и авторским кино. На мой взгляд, это условность.

Наверное, разница все-таки есть (ну вот "Трансформеры" - это ж чистой воы коммерция, без единого проблеска чего-нибудь иного!). Просто не всякое авторское кино раздвигает горизонты искусства. Слишком часто оно пережевывает одно и то же, саморефлексия, цитаты цитат киноклассики, ссылки на гуру и бла-бла-бла... И не всякое коммерческое кино по определению лишено права называться искусством. В результате решает лишь время. Если фильм помнят десятилетиями, то это было искусство. smile
 
ГостьДата: Пятница, 10.07.2009, 07:47 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Статус: Offline
Quote (Леда)
То-то и оно, что я как раз смотрю фильмы последних лет 20. Это тоже уже классика

какие примеры?

 
cheshirskyДата: Пятница, 10.07.2009, 09:16 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Статус: Offline
На мой взгляд, "День Сурка" это современная классика американской комедии. Да и в жанре экшена в Голливуде много хороших фильмов. Но большое будет видиться на расстоянии.

http://new-storyteller.livejournal.com/

Сообщение отредактировал cheshirsky - Пятница, 10.07.2009, 09:19
 
ГостьДата: Пятница, 10.07.2009, 15:09 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Статус: Offline
Quote (cheshirsky)
"День Сурка"

маловато для 20 лет

 
ЛедаДата: Суббота, 11.07.2009, 01:23 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Quote (Гость)
какие примеры?

Смотрите рейтинг IMDb, например. http://www.imdb.com/chart/top
Те фильмы 80-90х, да и "нулевых" годов, которые входят в него, действительно стоящие, они уже стали действительно классическими. "Побег из Шоушенка", "Криминальное чтиво", "Список Шиндлера", "Властелин колец", "Бойцовский клуб", "Молчание ягнят", "Подозрительные лица", "Матрица", "Форрест Гамп", "Красота по-американски", "Спасение рядового Райана", "Крепкий орешек" и далее по списку. У многих последующих фильмов именно оттуда "уши растут". Сейчас все фэнтэзи-фильмы сравниваются исключительно с "Властелином колец", военным фильмам то и дело "икнется" "Спасение рядового Райана", боевики копируют схему "Крепкого орешка" и т.д.


Сообщение отредактировал Леда - Суббота, 11.07.2009, 01:24
 
ЁлкаДата: Суббота, 11.07.2009, 02:01 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 256
Статус: Offline
cheshirsky,
Какой вы молодец! Спасибо!
 
НораДата: Суббота, 11.07.2009, 02:16 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
cheshirsky, спасибо. flower

А где крючок, кто следующий? smile


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
ГостьДата: Суббота, 11.07.2009, 06:35 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Статус: Offline
Quote (Леда)
Смотрите рейтинг IMDb", "

всё это известные фильмы. за исключением КЧ - всё вторично.

 
cheshirskyДата: Суббота, 11.07.2009, 08:27 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Статус: Offline
Леда, молодец! Дополнила список. Абсолютно с Вами согласен.

Ёлка, Нора, пожалуйста! Крючок не стал ставить, поскольку неизветно, кто будет следующим. Есть одно интервью с Бородянским, но оно бралось "на бегу", скомканное. Ещё обещал ответить на вопросы другой наш мэтр, тоже сценарист, но пока он занят. Также обещали найти время для ответов два других человека - редактор и литературный (сценарный) агент. Мне интересно, как бы они ответили на эти вопросы. Надеюсь, скоро узнаем их мнение.


http://new-storyteller.livejournal.com/
 
ЛедаДата: Воскресенье, 12.07.2009, 00:59 | Сообщение # 15
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Quote (Гость)
всё это известные фильмы. за исключением КЧ - всё вторично.

А вы что, неизвестные хотели? Они ж потому и известные, что потом многие кинотворцы впоследствии к ним так или иначе обращаются, и зрителям они запомнились.
А если уж о вторичности говорить, то КЧ тоже можно запросто оценить как "вторичный" фильм. И что с того?
 
ЛедаДата: Воскресенье, 12.07.2009, 01:02 | Сообщение # 16
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 2775
Статус: Offline
Чеширский, конечно же, спасибо вам, что продолжаете серию этих интереснейших интервью. Не устанем вас благодарить! hands
 
cheshirskyДата: Воскресенье, 12.07.2009, 09:59 | Сообщение # 17
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Статус: Offline
Леда, пожалуйста. Вам спасибо, что читаете!

http://new-storyteller.livejournal.com/
 
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Мастер. (Интервью с Юрием Маминым.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024