SCRIPTMEN
Среда, 01.05.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Пятиактная парадигма - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Нора, Ольга  
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Пятиактная парадигма (Структура киносценария)
Пятиактная парадигма
ВаДейДата: Понедельник, 02.03.2009, 00:39 | Сообщение # 1
Агент 005
Группа: Пользователи
Сообщений: 418
Статус: Offline
Конструкция киносценария
Рашид Нугманов

5-АКТНАЯ ПАРАДИГМА,
или
O ЧЁМ ВАМ НЕ РАССКАЗАЛ СИД ФИЛД

Как внесистемный кинематографист, я предлагаю профессиональным сценаристам всего мира внимательнее взглянуть на классическую 3-актную структуру, описанную Сидом Филдом в книге "Киносценарий":

начало середина конец
1-й акт 2-й акт 3-й акт
---------x--|---------------------x--|------------
завязка противостояние развязка
стр. 1-30 стр. 30-90 стр. 90-120

Поворот 1 Поворот 2
стр. 25-27 стр. 85-90

Эта парадигма была поднята на щит и de facto признана стандартом в Голливуде. В то же время немало критики высказано в адрес её примитивизма и неспособности ответить на сложные требования современного кино. И вправду, вообразите эту парадигму картиной на стене, и сразу возникают трудные вопросы:

Фильм идёт уже полчаса (одна страница правильно сформатированного сценария соответствует одной минуте экранного времени), а мы всё ещё в "начале", как и тридцать, и двадцать пять, и двадцать минут назад?

Первый сюжетный поворот случается на странице 25. Мы что, до сих пор ехали гладко, и нас не заносило?

2-й акт состоит из 60 страниц противостояния - одно препятствие за другим на протяжении часа! Не утомительно?

Развязка - что это? Просто "конец", который длится тридцать минут?

И так далее, в том же духе...

Как бы отвечая критикам, Сид Филд позже предложил более детализированную структуру в рамках всё той же парадигмы (книга "Разрешение сценарных проблем"):

1-й акт 2-й акт 3-й акт
1-я половина 2-я половина
---------x--|------------|---------x--|------------
завязка противостояние развязка
Поворот 1 Середина Поворот 2
(стр. 20-30) (стр. 60) (стр. 80-90)

2-й акт выглядит более разработанным и разделён на две части "срединной точкой". Уже легче, но вопросы остаются.

Теперь первый поворот может случиться раньше (начиная с 20-й страницы). Это делает завязку более динамичной, но мы всё еще чувствуем дискомфорт из-за отсутствия точки отсчета и слишком затянутого начала. Как быть с этим? Парадигма не даёт ответа.

2-й акт теперь имеет две половинки, но точка поворота по-прежнему одна – во второй. А что в первой половине акта?

Куда отнести "срединную точку" – к первой половине 2-го акта или ко второй его половине? Или она просто разрезает весь сценарий пополам?

Развязка – когда она происходит? В самом конце линии, после чего фильм немедленно заканчивается и идут финальные титры? Или же это непрерывный процесс развязки в течение тридцати минут, узел за узлом?

Подобные вопросы лишают парадигму полного счастья, которым она могла бы одарить сценаристов, ведь в целом она рисует четкую, сбалансированную картину сценария. Возникает ощущение, что мы видим конструкцию сюжета на расстоянии, не различая жизненно важных, решающих деталей. Так и хочется шагнуть к "картине на стене" и приглядеться поближе.

Сделаем этот шаг.

ЗАВЯЗКА: 10 ИЛИ 30 СТРАНИЦ?

Вглядевшись в 1-й акт, немедленно выделяешь "самую важную часть сценария" – его первые десять страниц. Именно в течение первых десяти страниц (или десяти минут фильма) обычно понимаешь, нравится тебе то, что ты видишь, или нет. Давайте отобразим это на картине:

1-й акт
стр. 10
----|-----x--|
завязка
Поворот 1
(стр. 20-30)

Сид Филд учит, что в течение первых десяти минут драматического действия нужно показать читателю главного героя, драматическую предпосылку истории (о чём она) и драматическую ситуацию (обстоятельства, окружающие историю). Герой, предпосылка, ситуация – всё это вместе определяется одним словом: "завязка".

Каждый поворот истории – это функция главного героя. В том числе и отправная точка – т.е. некое событие, которое запускает главного героя в движение. В сценарии "Чайнатауна" этот момент происходит на 7-й странице, когда Джиттс (Джек Николсон) принимает предложение лже-госпожи Малрей (Фэй Данауэй) расследовать дело: "Ну хорошо. Посмотрим, что можно сделать."

Отправная точка в подавляющем большинстве голливудских фильмов случается не позже десятой минуты:

10-мин. завязка
----------x--|
Отправная точка

Схема выглядит подозрительно знакомо, не правда ли? Точно. Так выглядит акт в парадигме Сида Филда. Это и есть акт. Вследствие его важности, этот элемент драматического действия следует рассматривать именно как отдельный акт. В нем вы должны определить главного героя, предпосылку, ситуацию и жанр. Вся история должна завязаться в этом акте, иначе читатель забросит ваш сценарий, а зритель возненавидит ваш фильм.

Запишите и запомните: первые десять страниц завязки - это 1-й акт.

Исключительная важность завязки для всего сценария заслуживает ещё нескольких слов.

Как отдельный акт, завязка состоит из трех ясно различимых частей: первая сцена, отправная сцена и сцена сюжетного вопроса.

В "Чайнатауне" первая сцена содержит четыре страницы диалога между Джиттсом и Курли в кабинете Джиттса. Отправная сцена происходит в кабинете Даффи и Уолша от страницы 5 до отправной точки на странице 7. А сцена, в которой звучит главный сюжетный вопрос, происходит на публичных слушаниях в ратуше, и вопрос этот задаёт какой-то фермер: "Кто вам платит, мистер Малрей, хотел бы я знать?"

Первая сцена не обязательно показывает нам главного героя. Её главная задача – показать мир, в который нас забросило, а также определить жанр фильма. Иначе говоря, заложить фундамент для отправной сцены. А вот отправная сцена всегда связана с главным героем (даже если этот главный герой - неодушевленный предмет, вроде фестиваля в Вудстоке или войны во Вьетнаме). Отправная точка, которую она содержит – это первое действие протагониста, после чего немедленно следует сцена вопроса.

Сюжетный вопрос, в свою очередь, необязательно звучит из уст протагониста. Он может быть задан партнером, а иногда (как в "Чайнатауне") даже проходным, эпизодным персонажем. Единожды прозвучав, это вопрос закрывает завязку, и нас ждёт...

2-Й АКТ: ИНТРИГА

Прежде чем приступить к этому захватывающему этапу сценарной работы, спросите себя: Можно ли назвать следующие двадцать страниц сценария, которые теперь составляют 2-й акт, "завязкой"?

Готов поклясться, ответ вы уже знаете: Нет.

Современного зрителя раздражает завязка, которая тянется полчаса. Нужно делать это за десять минут. Как же в таком случае назвать следующие двадцать минут драматического действия, которые завершаются знаменитой "поворотной точкой номер 1"?

Очень просто: интрига.

Задавшись вопросом, который впоследствии окажется центральным для всей истории, наш герой отправляется в путь. Вопрос этот никогда не получает ответа в данном акте, но череда неожиданных событий приводит его к первой поворотной точке сюжета. Главный герой неожиданно для себя оказывается в центре интриги. Он – её часть!

Первый поворот является прямым результатом отправной точки в завязке. Протагонист отправился в путь, не вполне понимая, на что или куда он идет, и теперь перед ним точка, за которой нет возврата. Поворот номер 1 – это ничто другое, как решение главного героя преступить эту черту.

В "Чайнатауне" Джиттс после предварительного расследования понимает, что он стал актером в чужой игре. При этом самой большой неожиданностью для него становится появление настоящей госпожи Малрей в его кабинете. Некоторые ошибочно принимают это событие за первый поворот. Запомните: сюжет является функцией главного героя. Каким бы неожиданным ни было её появление, это еще не поворот сюжета. Джиттс пока ещё не меняет направления своего пути, решение ещё не пришло. По сути, это - проверка. Проверка решимости Джиттса на поиск истины. Настоящий первый поворот в "Чайнатауне" случается на странице 27 во время их второй встречи, когда госпожа Малрей предлагает отозвать иск. Вот теперь у Джиттса есть выбор. Чтобы сохранить проактивность героя, в каждом поворотном пункте должен присутствовать выбор: вернуться к привычной жизни или ступить на новую, неизведанную территорию. Джиттс делает свой выбор: "Я не хочу отказываться."

Первый поворот не ведет напрямую в следующий акт. Прежде нужно завершить 2-й акт, и чаще всего он захлопывается с треском. Нас ожидает последняя неожиданность интриги, самая сильная. Сожгите мост перед глазами героя. Дайте нам почувствовать, что его жизнь уже никогда не будет прежней.

Убейте Малрея.

БУММ!...

Теперь, когда принято решение, пройдена точка возврата и мосты сожжены, главному герою не остётся ничего другого, как...

3-Й АКТ: TERRA INCOGNITA, ИЛИ УЧЕБА

Эта неизведанная территория в середине сценария может быть столь же малознакома автору сценария, как и его герою! И начинающие писатели, и матерые сценаристы часто признаются, что написали замечательную завязку и развязку, но совершенно потерялись в этом длиннющем, чудовищном 60-страничном среднем акте, а всё, что предлагают гуру от сценаристики – это швырять булыжники в главного героя и строить перед ним одно препятствие за другим, называя всё это "противостоянием". Булыжники – это хорошо, но много ли пользы от таких советов? Не очень.

Есть один секрет, который превратит работу над средней частью вашего сценария в увлекательное, легкое и приятное занятие. Секрет заключается в том, что не надо писать шестьдесят страниц; в 3-м акте их всего тридцать.

Взгляните еще раз на то, что у Сида Филда называется "первой половиной" и "второй половиной" 2-го акта:

2-й акт
1-я половина 2-я половина
-------------|----------x--|
Середина Поворот 2

На самом деле, мы видим 3-й и 4-й акты, с их собственными сюжетными поворотами:

3-й акт 4-й акт
----------x--|----------x--|
Середина Поворот 2

Вы можете сказать с недоверием: "Два акта противостояния вместо одного? Это еще хуже!"

Дело в том, что 3-й и 4-й акты вовсе не о противостоянии! С детских лет мы прекрасно знаем, что настоящее противостояние случается в конце фильма. Все мы помним эти "последние битвы", где наш герой сходится в смертельной схватке со злом, чем бы ни было это зло и в чем бы ни заключалась эта схватка.

О чем же тогда эти два срединных акта?

Как уже упомянуто, 3-й акт повествует о новой, неизведанной территории, куда ступает наш герой и которую он вынужден исследовать. Это акт об учебе.

Разумеется, в процессе исследования герой встречает одно препятствие за другим (вспомните школу!). Разумеется, он попадет не в одну серьезную переделку. Да, враг может послать герою несколько серьезных предупреждений, обычно через посредников (незнакомый коротыш порежет Джиттсу ноздрю), чтобы заставить того изменить своё решение и уйти с неведомой территории – территории врага. И разумеется, старый добрый мир растает как дым. Но это еще не противостояние лицом к лицу с главным врагом. Это процесс узнавания нового, и герой обязан пройти его, чтобы успешно сразиться со злом в финале.

Несмотря на все тяжести и опасности учебы, этот опыт по большей части вдохновляющий. Герой делает успехи, и ему это нравится. (На странице 51 Джиттс говорит буквально следующее: "Я чуть не лишился носа, черт побери. Но мне нравится. Нравится дышать всем этим."). Вот это и есть срединная точка сценария.

Очень часто срединная точка менее артикулирована, чем 1-я и 2-я. В ней может не произойти решающего сюжетного поворота. 3-й акт не обязательно заканчивается ударом. Именно по этой причине девственным сценаристам, озабоченным швырянием булыжников в героя, бывает трудно найти середину драматургического действия иным способом, кроме механического складывания сценария пополам, – и тем самым еще более запутываясь в нем.

Истина заключается в том, что срединная точка сценария не разделяет два акта; это такой же сюжетный поворот, как другие, пусть он и менее ярок. Как мы уже знаем, в каждом акте перед завершением существует поворотная точка. Мы также знаем, что любой сюжетный поворот – это функция главного героя. Средняя точка принадлежит 3-му акту. Она имеет отношение к учебному опыту героя. При этом она случается на его взлете. Исходя из всего этого, ищите точку там, где герой доволен происходящим или получает какой-то важный урок, который в конце концов приведет его к победе.

Как завершить 3-й акт? На ваше усмотрение. Можно придумать ударную сцену без особых серьезных открытий, просто предложив очередное препятствие и успешно преодолев его. Можете даже дать в нем зрителю почувствовать вкус грядущей битвы. А можно отдать предпочтение и тонкой психологической сцене. Главное – помнить, что на этой сцене успешная учеба героя заканчивается. И самое важное – свяжите эту сцену с той, откуда мы пришли сюда, с сюжетным поворотом номер 1.

3-й акт "Чайнатауна" заканчивается словами Джиттса: "Раньше я крутил краны с горячей и холодной водой, ничего не понимая". Красиво.

Середина. Уверенный прогресс. Всё идет хорошо, завтра будет ещё лучше. Победа не за горами. Мы любуемся нашим героем. Мы болеем за него; мы ставим на него и уверены в своем выборе.

Не так быстро!

Наступила пора испытать серьезные – вы правы...

4-Й АКТ: НЕПРИЯТНОСТИ

Ну что, еще тридцать страниц "булыжников, препятствий и переделок", пока не доберемся до сюжетного поворота номер 2?

С легкостью.

В этот момент влезьте в шкуру главного злодея. Не зашёл ли герой слишком далеко? А то как же. Не пора ли ударить по-настоящему? Еще как пора!

4-й акт обычно начинается сценой, в которой дается иная, негативная оценка достижений героя.

4-й акт "Чайнатауна" начинается на странице 58, где Джиттс отправляется в гости к Ною Кроссу, который в конце концов окажется злодеем. Именно Кросс негативно отзовётся об усилиях Джиттса: "Ты можешь думать, что знаешь, с чем имеешь дело, но поверь мне, это не так."

С этого момента герой покатится под гору, всё быстрее и быстрее, пока не достигнет самой низкой точки падения во всем сюжете. Здесь он столкнется с самым крупным препятствим, какое он до сих пор видел. Оно покажется ему непреодолимым. Возможно, он к своему смятению обнаружит, что двигался в неверном направлении. Что бы то ни было, герой испытает самые печальные минуты своей жизни. Все предыдущие усилия покажутся пустыми и тщетными.

Джиттс признается: "Мне казалось, я защищал кого-то, а на самом деле сделал всё возможное, чтобы навредить."

И вновь появляется альтернатива: сдаться или сделать такое, чего никогда ещё в жизни не делал.

Вы знаете, что выберет герой. И этот выбор станет вторым главным поворотным пунктом сюжета. (В нашей уточнённой парадигме это пункт номер 4, но давайте пока держаться нумерации Сида Филда).

Большинство сценаристов без труда определяют второй сюжетный поворот. В этой сцене протагонист оставляет позади все колебания и идет навстречу главной проблеме, антагонисту, злодею, злоумышленнику, злу, немезису...

5-Й АКТ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Да, именно в последнем акте происходит подлинное противостояние. Сид Филд называет его "развязкой". Но на деле развязка приходит в самом конце финальной битвы. Ведь если это не так, и мы узнаем о развязке в начале битвы, разве она сумеет нас захватить?

Развязка – это сюжетный поворот в конце 5-го акта. Это последнее действие нашего героя: победный удар, финальное открытие, конечная цель. Это ответ на вопрос, который впервые всплыл в завязке. Это разрешение 5-го акта и последняя точка всей истории.

После развязки может последовать завершительная сцена, а может и не последовать. Сюжет сам подскажет вам верное решение. Роберту Тауну понадобилась всего одна фраза, чтобы закончить историю: "Забудь, Джейк. Это Чайнатаун."

Однако во многих шедеврах можно обнаружить отдельную завершительную сцену после развязки. Часто встречаются и фильмы, которые в конце прокладывают мостик к продолжению, по сути предлагают первую сцену нового сюжета. Ваша история вам продиктует. А иногда – ваш продюсер, режиссер или прокатчик. Так или иначе, но как только закончен 5-й акт, а с ним и вся история, вы вправе с гордостью напечатать самое долгожданное из всех слов: КОНЕЦ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ТАК ЧТО ЖЕ НА КАРТИНЕ?

А вот что:

1-й акт 2-й акт 3-й акт 4-й акт 5-й акт
------x-|----------x--|------------x--|-----------x--|-----------x-
завязка интрига учеба неприятности противостояние
Начало Поворот 1 Середина Поворот 2 Конец
(стр. 5-10) (стр. 20-30) (стр.50-60) (стр. 80-90) (стр. 115-120)

Это и есть 5-актная парадигма. Вы сразу заметите, что её конструкция полностью совместима с 3-актной парадигмой. По сути это 3-актная парадигма на близком расстоянии. Пользуйтесь ей. Она даст вам инструменты, которых 3-актная парадигма просто не в состоянии предложить.

Анализируйте её. Вот разбивка "Чайнатауна":
1-й акт (завязка): стр. 1-9
первая сцена — стр. 1-4
Отправная точка — стр. 7 ("Посмотрим, что можно сделать.")
сюжетный вопрос — стр. 9 ("Кто вам платит, м-р Малрей?")

2 акт (интрига): стр. 9-31
Поворот 1 — стр. 27 ("Не хочу отказываться.")
ударная сцена — стр. 30-31 (Малрей найден мертвым)

3-й акт (учеба): стр. 32-57
Середина — стр. 51 ("Мне нравится.")

4-й акт (неприятности): стр. 58-91
негативная оценка — стр. 64 (Ноя Кросс)
Поворот 2 — стр. 87 (Джиттс идет за г-жой Малрей.)

5-й акт (противостояние): стр. 91-118
Финальная точка — стр. 118 ("Он за всё в ответе!")

Вот "Матрица" (поставьте DVD и проиграйте, применяя 5-актную парадигму):
1-й акт (завязка): 1-11 мин
первая сцена — 1-6 мин
Отправная точка —9 мин ("Конечно, я иду" — за Белым Кроликом)
сюжетный вопрос — 11 мин ("Что такое Матрица?")

2-й акт (интрига): 11-34 мин
Поворот 1 — 28 мин (Нео выбирает красную пилюлю.)
ударная сцена — 29-34 мин (отключение Нео от Матрицы)

3-й акт (учеба): 34-58 мин
Середина — 56 мин ("Там, где у них сбой, ты преуспеешь.")

4-й акт (неприятности): 58-93 мин
негативная оценка — 60 мин (Сайфер: "Если увидишь агента, беги.")
Поворот 2 — 91 мин ("Я пойду освобождать его.")

5-й акт (противостояние): 93-124 мин
Финальная точка — 120 мин (Нео контролирует Матрицу.)

Возьмите в аренду 100 самых популярных DVD и убедитесь, что каждый блокбастер в точности сконструирован в соответствии с 5-актной парадигмой.

Вылечите свой сценарий парадигмой. Она сработает.

Исследуйте парадигму под микроскопом. Поделитесь своими открытиями.

Хотите снять персональный, авторский или авангардистский фильм? Всё равно изучите правила – а потом нарушайте их со знанием.

Удачи!


Я памятник воздвиг себе нерукотворный, осталось протоптать к нему тропу...
 
БывалыйДата: Понедельник, 02.03.2009, 10:05 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 190
Статус: Offline
ВаДей, Спасибо! Отличный учебный материал. Возьму на вооружение. Вот если бы ещё под сериалы его можно было подогнать, горизонтальные, было бы вообще прекрасно. А не скажите ли, как быть, если расчёт у мня идёт не по страницам, а по хрометражу, ведь Sophoccles.exe форматирует текст по минутам с разрывом 0,5 мин. Или здесь большой разницы нет? smile

"... С Богом можно договориться" / т/с "Каменская - 3"/
 
ИстопникДата: Понедельник, 02.03.2009, 11:13 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 1000
Статус: Offline
Я эту парадигму Нугманова уже видел, и даже попробовал. Хорошая штука! Особенно, когда провисает 2 акт (по классической трехактной). Мне помогло излечить свой сценарий. Рекомендую попробовать. Действительно все сразу становится на свои места)))

И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей...
 
IndianaДата: Понедельник, 02.03.2009, 16:49 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1434
Статус: Offline
Бывалый, а по сериалом тоже самое, парадигма работает. И даже под горизонтальные smile
 
БывалыйДата: Понедельник, 02.03.2009, 17:04 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 190
Статус: Offline
Indiana, Спасибо большое. Буду пробывать... smile

"... С Богом можно договориться" / т/с "Каменская - 3"/
 
МарияДата: Понедельник, 02.03.2009, 20:41 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Всегда пользуюсь 5-актной парадигмой. В любых сценариях - и в п/м, и в вертикальных сериалах, и в горизонтальных. Работает.
 
ЛукаДата: Вторник, 03.03.2009, 00:59 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 2698
Статус: Offline
Недавно нашел в сети. Что-то в этом есть.

СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ
SCREENPLAY STRUCTURE
by Michael Hauge
Пять Ключевых Поворотных Пунктов Всех Успешных Сценариев
Голливудское кино построено просто. Хотя написание удачного сценария для Голливуда, несомненно, нельзя назвать легким делом, но работа сценариста упрощается тем, что истории для кино по большей части основываются на трех основных компонентах: построении характера, желании и конфликте.
Как правило, авторы изображают в своих фильмах героев, которые, олицетворяют упорное упрямство в достижении своих целей. Например, и Кларис Старлинг, пытающаяся остановить ГАННИБАЛА, и Капитан Миллер, СПАСАЮЩИЙ РЯДОВОГО РАЙАНА, и БИЛЛИ ЭЛЛИОТ, пытающийся получить преимущество при поступлении в балетную школу, все эти герои (протагонисты) вынуждены противостоять внутреннему и внешнему конфликтам в их целеустремленном преследовании какой-то важной для них цели. Можно упрощенно нарисовать структуру сценария, определяющую последовательность событий, которые ведут героя по направлению к его заветной цели. Этим приемом можно пользоваться и при написании романтической комедии, и триллера, и исторической драмы, и многобюджетного научно-фантастического фильма, все успешное кино Голливуда использует одну и ту же структуру в своей основе.
В правильно структурированном фильме сценарий можно разделить на шесть основных этапов, которые определены пятью ключевыми поворотными пунктами на рисунке. Не зависимо от жанра, эти поворотные пункты всегда одни и те же; они всегда занимают одни и те же позиции в сценарии и фильме. То, что случается в 25% точке 90- минутной комедии будет идентично тому, что случится в той же точке (проценте) трех часовой эпопеи. (Эти проценты относятся как к общему времени показа фильма, так и к страницам вашего сценария.)
0% 10% 25% 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
Далее давайте рассмотрим два последних блокбастера с точки зрения структурного развития сюжета: сценарий Сюзанны Грант "ЭРИН БРОКОВИЧ", и "ГЛАДИАТОР" сценаристов Дэвида Францони, Джона Логана и Билла Николсона. Эти два фильма, такие разные по стилю, жанру, длительности и содержанию, оба сделали более 100 миллионов долларов кассовых сборов, оба были хорошо приняты критикой в 2000 г. и в основе обоих фильмов лежит одна и та же структура.
ЭТАП 1. ЭКСПОЗИЦИЯ.
0% ///////////// 10% 25% 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Жизнь Эрин - разрушается, одинокая мать, которая не может найти работу, попадает под машину и проигрывает судебный процесс.
ГЛАДИАТОР: Максимус, самый сильный и популярный в Риме генерал, ведет римские войска к победе в последней битве.
Первые 10% вашего сценария должны ввести читателя и зрителя в начальную ситуацию истории, должны показать повседневную жизнь, которой живет ваш герой, и создать идентификацию зрителя с вашим героем, заставить зрителя симпатизировать ему благодаря таким особенностям, как сила характера, привлекательность, странность и/или властность.
"CAST AWAY" перемещает нас в мир должностного лица FedEx, показывает его как хорошего, опытного работника и создает симпатию к нему, вызывает чувство беспокойства когда в Рождество он должен оставить женщину, которую любит, чтобы улететь в опасную погоду. Или вспомним мистерии Lowell Bergman загадочные, угрожающие в начале "THE INSIDER". Эта экспозиция вытягивает нас из нашего собственного существования и помещает в пленительный мир, созданный сценаристом.
ПЕРВЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. АЛЬТЕРНАТИВА.
0% /////////////10% 25% 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!__(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !

Альтернатива это новая возможность развития ситуации для Героя.
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин заставляет Эда Масри дать ей работу.
ГЛАДИАТОР: Император Марк Аврелий предлагает Максимусу получить награду, но Максимус говорит, что хочет поехать домой к жене и детям.
На десяти процентной точке пути вашего сценария ваш герой должен получить возможность, которая создаст новое, значимое желание, и запустит персонаж в его путешествие. Это - точка, где Нео встречает Морфеуса и хочет узнать о Матрице, или где Айк увольняется с работы и хочет пойти на поиски Сбежавшей Невесты.
Заметим, что желание, созданное новыми возможностями - не является той специфической целью, которая определяет концепцию вашей истории, но именно это желание приводит Героя к тому, что возникает...
ЭТАП 2. НОВАЯ СИТУАЦИЯ.
0% /////////////10% //////////////// 25% 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БЕРКОВИЧ: Эрин начинает работать в юридической фирме Эда Масри, знакомится с соседом Джорджем и начинает заниматься делом в городе Хинкли, Калифорния, но затем увольняется.
ГЛАДИАТОР: Умирающий Император просит Максимуса взять Рим под свой контроль, чтобы отдать власть народу, вопреки амбициям его сына Коммодуса.
Следующие 15% сценария ваш герой действует в соответствии с той новой ситуацией, которая возникла из новой возможности. Он пытается приспособиться к новым обстоятельствам, старается понять, что происходит, или придумывает специфический план, позволяющий достичь главной цели: Флетчер понимает, что он проклят и должен начать говорить правду в фильме Лгун, Лгун; а М-с. Даутфайер разрабатывает план, чтобы иметь возможность видеться со своими детьми.
Иногда структура рассказа связана с географией, часто новая возможность это перемещение Героя на новое место: посадка на круизный лайнер в Титанике и в фильме Талантливый М-р. Рипли; поездка Героя в Цинциннати на похороны отца в Человеке Дождя; похищение Президента на Борту номер Один.
В большинстве фильмов герой входит в эту новую ситуацию охотно, часто с чувством возбужденного ожидания, или, по крайней мере, полагая, что новая проблема, с которой он столкнулся, может быть легко решена. Но как только конфликт начинает формироваться, он тут же начинает изменять самого героя тем больше, чем больше препятствия, которые ему надо преодолеть, так происходит до тех пор, пока, наконец, он не придет во...
ВТОРОЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. ИЗМЕНЕНИЕ ПЛАНОВ (25%).
0% //////////// 10% ////////////// 25% 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин вновь нанимается на работу, чтобы помочь выиграть иск против PG&E.
ГЛАДИАТОР: Максимус узнает, что Коммодус убил своего отца, клянется, что остановит нового Императора и выполнит последнюю волю Марка Аврелия.
Что-то должно случиться с Героем в четверти пути вашего сценария, что-то, что превратит первоначальное желание в специфическую, значимую цель с ясно определенной выходной точкой. Это - сцена, где определяется концепция вашего сценария, и обнаруживается внешняя мотивация вашего Героя.
Внешняя мотивация является моей условной финишной линией, которая, как делают вывод зрители, должна быть достигнута вашим Героем к концу фильма. Это ситуация, когда Тэсс обнаруживает, что Кэтрин украла у нее идею в Деловой Девушке, и теперь сама хочет заключить сделку, выдав себя за брокера. Это то, что, по нашему мнению, Тэсс должна сделать, и мы знаем, что когда она выполнит задуманное (или потерпит неудачу), фильм закончится.
Пожалуйста, не смешивайте внешнюю и внутреннюю мотивацию вашего Героя. Поскольку большинство из того, что отвечает нашим эмоциональным проявлениям, следует из стремлений героя, его ранимости, страхов, смелости и возможностей роста характера, мы часто фокусируемся на этих элементах, при разработке сценариев.
Но эти невидимые компоненты персонажа могут эффективно воздействовать на зрителя, только если они вырастают из простого, безусловно, управляющего героем, желания.

ЭТАП 3. РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ.
0% ///////////// 10% ///////////// 25% //////////////// 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин уговаривает резидентов из Хинкли нанять Эда для того, чтобы он их представлял, и вовлекается в романтические отношения с Джорджем.
ГЛАДИАТОР: Максимуса хватают и собираются убить, он убегает, но обнаруживает свою семью убитой, после чего оказывается схваченным и проданным Проксимо, который делает из него гладиатора.
Следующие 25% вашего рассказа зритель ощущает, что план вашего героя должен сработать, благодаря тем мерам, которые он предпринимает, чтобы достичь свою цель: Этан Хант приближается к раскрытию преступника в фильме Миссия: Невыполнима 2; Пэт влюбляется в женщину его мечты в фильме Кое-что О Мери.
Это не значит, что этот этап обходится без конфликта. Но независимо от того, с какими препятствиями встречается ваш Герой, он способен справится с ними или избежать их.
ТРЕТИЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. ТОЧКА БЕЗ ВОЗВРАТА (50%).
0% //////////// 10% ////////////// 25% /////////////// 50% 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!__(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин и Эд регистрируют документы на судебном процессе, рискуя получить отвод от судьи, который может расстроить все надежды на судебное урегулирование.
ГЛАДИАТОР: Попав в Рим, Максимус понимает что, только завоевав толпу, как гладиатор, он сможет уничтожить Коммодуса.
Точно в середине вашего сценария ваш герой должен полностью определиться со своей целью. Вплоть до этой точки, у героя еще была возможность повернуть назад, отказаться от выполнения своего плана, и вернуться к той эмоциональной жизни, которой он жил в начале фильма. Но теперь ваш герой должен "сжечь мосты" за собой и увязнуть в ситуации "с головой". (И пусть никто никогда не скажет, что Я не могу поместить две затасканные метафоры в одном предложении).
Именно в этот момент Труман пересекает мост в Шоу Трумана, а Роза занимается любовью с Джеком в Титанике. Они рискуют значительно больше, чем в любом из предшествующих эпизодов фильма. И в результате прохождения этой критической точки, они должны теперь попасть в...
ЭТАП 4. УСЛОЖНЕНИЕ СИТУАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК.
0% /////////////10% ///////////// 25% ////////////// 50% //////////////////// 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин редко видит Джорджа и своих детей, тогда, как Эд обращается в большую фирму, которая не имела отношение к истцам из Хинкли.
ГЛАДИАТОР: Максимус становится героем Народа Рима и открывает свое истинное лицо Коммодусу.
Следующие 25% вашего сценария достижение цели становится значительно труднее, и ваш Герой рискует потерять всё в случае, если он потерпит неудачу. После того, как Митч Макдир начинает собирать доказательства против Фирмы, в середине этого фильма, теперь он должен скрыть свою деятельность, как от бандитов, так и ФБР (осложнения), и в случае неудачи может попасть или в тюрьму, или погибнуть (более высокие ставки).
Этот конфликт развивается дальше, до ситуации, в которой уже кажется, что успех уже в руках вашего героя, и тут его подстерегает...
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. БОЛЬШАЯ НЕУДАЧА (75%).

ЧЕТВЕРТЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. БОЛЬШАЯ НЕУДАЧА (75%).
0% /////////// 10% ///////////// 25% /////////////// 50% ////////////////// 75% 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Большинство истцов забирают иски, благодаря ошибочным действиям новых юристов, а Джордж бросает Эрин.
ГЛАДИАТОР: Максимус отклоняет предложение помощи лидера Сената, а Коммодус собирается уничтожить и Максимуса и Сенат.
Примерно к 90 (стандартом считается 120) странице вашего сценария что-то должно случиться с вашим героем, из-за чего зрителям покажется, что все потеряно: Кэрол бросает Мелвина в As Good As It Gets; Морфеус схвачен в Матрице. Если Вы пишете романтическую комедию подобную Деловой Девушке или Чего Хотят Женщины, это - точка где обман вашего героя вскрывается и любовники расстаются.
Эти катастрофические события оставляют вашему герою только одну возможность: он должен сделать одно, последнее усилие, такое, чтобы получить "все или ничего", значимым для него оказывается только сделать-или-умереть, не иначе, и в этот момент он попадает в...
ЭТАП 5. ФИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
0% ///////// 10% /////////// 25% ///////////// 50% //////////////// 75% ///////////////////// 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин должна сплотить жителей Хинкли, которые согласны на арбитраж и находит свидетелей, которые дадут показания против офиса корпорации PG&E.
ГЛАДИАТОР: Максимус организует побег от Проксимо для того, чтобы возглавить свои бывшие войска против Коммодуса.
Побитый и уставший, на пределе своих сил, ваш герой должен теперь рискнуть всем, что он имеет и приложить каждую унцию своей силы и смелости, чтобы достичь своей окончательной цели: Тельма и Луиза должны опередить ФБР, чтобы достичь границы; а Кеннеди должен попытаться подписать окончательное соглашение с Советами в фильме 13 Дней.
В течение этого этапа вашего сценария конфликт разрастается до неимоверных размеров, темп ускоряется, и все работает против вашего героя, пока ситуация не достигнет...
ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 5. КУЛЬМИНАЦИЯ.
0% /////////////10% ///////////// 25% //////////// 50% /////////////// 75% ////////////////// 90-99% 100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!__(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин и Эд выигрывают 330 миллионов долларов по судебному иску, а Джордж возвращается к Эрин.
ГЛАДИАТОР: Максимус дает финальный бой Коммодусу на арене.
Несколько вещей должны случиться к кульминации фильма: герой должен встретиться с самым большим препятствием; он должен определиться со своей собственной судьбой; и внешняя мотивация должна разрешиться окончательно. Это тот самый великий момент, когда Еврейские фабричные рабочие спасаются в фильме Список Шиндлера.
Заметим, что кульминация может произойти в любой момент от 90% отметки фильма вплоть до последних пары минут в конце фильма. Точное положение кульминационного момента зависит только от того, сколько времени вам понадобится на...
ЭТАП 6. РАЗВЯЗКА.

ЭТАП 6. РАЗВЯЗКА.
0% //////////////10% ///////////// 25% /////////// 50% /////////////// 75% //////////////// 90-99% ////100%
! ЭТАП1 : ЭТАП2 ! ЭТАП 3 : ЭТАП 4 ! ЭТАП 5 :ЭТАП6 !
! : ! : ! : !
!экспозиция :новая ситуац ! развитие : усложнение ! финальное напряж: !
!__________:___________!____________:______________!________________:_______!
! 1 пов. пункт 2 пов. пункт 3 пов. пункт 4 п.п. 5 п.п. !
!___(альтернатива)_(измен.планов)(точка без возврата)(большая неудача)(кульминация)!
! АКТ 1 ! АКТ 2 ! АКТ 3 !
ЭРИН БРОКОВИЧ: Эрин получает премию в 2 миллиона долларов и остается работать с Эдом.
ГЛАДИАТОР: Максимус соединяется со своей семьей в смерти, и новые лидеры республики отдают почести его телу.
Хотя Герой и достиг своей цели, но фильм еще не закончился. Вы должны показать, как изменится жизнь героя теперь, когда его приключение закончилось.
В таких фильмах, как РОКИ, Тэльма и Луиза, Шоу Трумена, остается очень не много моментов, которые требуют объяснения, и цель автора завершить фильм так, чтобы зритель ушел оглушенный или просто веселый. Итак, кульминация происходит почти в конце фильма. Но во многих романтических комедиях, развязка занимает последние 5, а то и 10 страниц сценария.
Понимание этих этапов и поворотных пунктов дает вам в руки мощное средство для разработки сценария. Определяется ли концепция вашего рассказа в одной четвертой сценария? Достаточно ли значима цель для вашего героя, причем, внешний результат должен быть четко обозначен, это не просто внутреннее желание успеха, эта цель должна быть акцентированной и самодостаточной? Ввели ли вы полностью зрителя в обстоятельства жизни вашего героя перед тем, как предоставить ему новые возможности на 10% отметке фильма? Страдает ли он от БОЛЬШОЙ НЕУДАЧИ в 75% пути вашего сценария?
Но, хочу предупредить: не позволяйте всем этим процентам заблокировать ваш творческий процесс. Структура является эффективным шаблоном для увеличения эмоционального воздействия вашей истории. Но вы не должны быть скованы рамками этого шаблона. Найдите характеры, которые полюбите вы сами, и историю, которая разожжет, прежде всего, вашу страсть. И затем приложите к истории эти структурные принципы, чтобы быть уверенным, что ваш сценарий сможет захватить внимание самой широкой аудитории.

Сообщение отредактировал Лука - Вторник, 03.03.2009, 01:03
 
МарияДата: Вторник, 03.03.2009, 12:17 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Ой-ой-ой cry , все мои мини-учебнички уже понаходили! Конкуренты растут!!!
 
bond2000Дата: Вторник, 03.03.2009, 17:51 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Статус: Offline
таааак, а если у меня сюжет рассказа должен быть такой - сперва несколько убийств включая поиск и заманивание жертвы, только потом появление ещё одного ГГ и поворотная точка. Что делать? Заранее обречён на неудачу?
Или специально растягивать все сцены и делать поворотные моменты после каждого убийства?...ну например попытки поиска убийцы со стороны органов УГРО,мандраж ГГ, погоня со стороны охраны и.т.п?
То бишь если в рассказе не предполагалась поворотная точка,то лучше её придумать чтобы не сделать произведение скучноватым?
Или рисковать неся что-то новое в искусство?


живи и дай жить другим

Сообщение отредактировал bond2000 - Вторник, 03.03.2009, 18:25
 
МарияДата: Вторник, 03.03.2009, 18:29 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Quote (bond2000)
То бишь если в рассказе не предполагалась поворотная точка,

То для сценария нужно, чтобы их было 5. Экспозиция, завязка, усложнение, перевертыш, кульминация, развязка. Примерно в конце каждого из этих этапов - поворотная точка. Более подробно о них - в материале о 5-актной парадигме (или в учебниках по драматургии. Их вы можете скачать в соотевтствующем разделе сайта "Сценарист.ру")
 
ЛалаДата: Вторник, 03.03.2009, 22:10 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1928
Статус: Offline
А я все это читала, только...((((( все равно(((((( вот((((((((

я не злопамятная, я просто злая и у меня хорошая память
 
ЛукаДата: Среда, 04.03.2009, 00:47 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 2698
Статус: Offline
Quote (Мария)
все мои мини-учебнички уже понаходили! Конкуренты растут!!!

Мария, не переживай! Их же еще осилить надо biggrin
Quote (Лала)
А я все это читала, только...((((( все равно(((((( вот((((((((

Лала, я уже по пятому разу пытаюсь одолеть)))


Сообщение отредактировал Лука - Среда, 04.03.2009, 00:49
 
МарияДата: Воскресенье, 15.03.2009, 11:34 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Ребята, я натолкнулась на блог некоего сценариста Волкова. http://new-storyteller.livejournal.com/ Он выкладывает любопытные раскладки по структуре и не только. Многое сам перевел с английского, скомпилировал из различных штатовских учебников по драматургии. Прогуляйтесь по ссылке. Есть полезные моменты, могут пригодиться.

Сообщение отредактировал Мария - Воскресенье, 15.03.2009, 12:08
 
IndianaДата: Воскресенье, 15.03.2009, 11:55 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1434
Статус: Offline
Мария, оч интересно. Спасибо.
 
nataДата: Воскресенье, 15.03.2009, 12:26 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 2046
Статус: Offline
Мария, спасибо за ссылку!
 
ИстопникДата: Воскресенье, 15.03.2009, 12:45 | Сообщение # 16
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 1000
Статус: Offline
Мария, И мне понравилась ссылочка! Спасибо! smile

И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей...
 
МарияДата: Воскресенье, 15.03.2009, 12:47 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 9969
Статус: Offline
Мне-то че - спасибо? Волкову это скажите. biggrin
 
IndianaДата: Воскресенье, 15.03.2009, 16:59 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1434
Статус: Offline
biggrin
 
IndianaДата: Воскресенье, 15.03.2009, 17:00 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1434
Статус: Offline
Если у кого есть еще всякие полезные ссылочки, выкладывайте, я такое очень люблю. smile
 
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Пятиактная парадигма (Структура киносценария)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024