SCRIPTMEN
Пятница, 19.04.2024, 21:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная «Путь героини» - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Нора, Ольга  
Форум » Творческий раздел » Киноведение » «Путь героини» (статья с сайта синемоушн)
«Путь героини»
НораДата: Четверг, 21.03.2013, 14:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline


Бестселлер «Путь героини» в киносообществе называют обязательным к прочтению пособием для сценаристов. Автор книги, психолог Морин Мердок, исследуя женские образы в произведениях, начиная с древних мифов, сделала вывод о том, какие стадии развития должна пройти современная героиня.

Фильм — современный пример и источник мифологии — предложил зрителю множество мифов, героиня которых — женщина. Во многих случаях киногероиня была просто женщиной, помещенной в традиционно мужскую роль героя. Смена пола в героической формуле совершенно не обязательно ведет к смене структуры. Когда современные создатели фильмов пытаются сделать героями персонажей-женщин, они, как правило, придают им традиционно мужские героические качества. Картины о сильных женщинах, подобные фильмам «Ангелы Чарли» (2000), «Лара Крофт: расхитительница гробниц» (2001) и «Убить Билла» (2003), являются воплощением представления о том, что простое помещение сексуальной девушки в роль героя выполняет функцию героини.

Тем не менее, женские и мужские сильные стороны различны в своей основе. Более того, потребности и желания женщин, по сути, отличны от потребностей и желаний мужчин.

В своей книге «Путешествие героини» (1990) Морин Мердок перечеркивает традиционно «андроцентрическую» структуру мифа с героем-мужчиной, разработанную Джозефом Кэмбеллом, и создает мифическую структуру для героинь, обращенную к потребностям, проблемам и желаниям современных женщин в современном мире.

Стадия первая: дистанцирование от женских обязанностей

Путешествие современной героини начинается с отрицания традиционных женских ценностей. Женские стереотипы, слабости, зависимость, чувствительность и эмоциональность воспринимаются как ретроградные и унизительные.

Стадия вторая: отождествление с мужскими функциями

Дистанцировавшись от архетипа женщины, героиня должна найти нового наставника, который руководил бы ею в профессиональном мире, подчиненном мужчинам. Новый наставник — функция, традиционно выполняемая архетипом мудреца.

Стадия третья: путь испытаний

Пройдя инициацию в мир приключений, героиня вступает на путь испытаний, подобно герою-мужчине. На данной стадии героиня должна встретить и интегрировать свой анимус — архетипические мужские сильные стороны, такие как решительность, рациональный интеллект, отвага и стойкость. Усвоив данные сильные стороны, как часть своего характера, героиня преодолевает женские слабости. Мердок схематически изображает женские слабости как следующие «фальшивые мифы», исторически приписываемые женщинам: миф о зависимости, миф о неполноценности женщин и миф о романтической любви. Задача разоблачения данных мифов иллюстрируется героическим уничтожением различных архетипов монстров.

Миф о романтической любви — тот самый миф, который присутствует в сказках и рассказах о принцессах. Данный миф рассказывает впечатлительным девочкам о том, что однажды явится прекрасный принц и разбудит их поцелуем. Он посадит их на своего белого коня и увезет с собой, решив все проблемы и заботясь о них всю последующую жизнь. Рыцарь в сияющих доспехах — не монстр, а иллюзия. Для героини иллюзия о том, что существует мужчина, который решит все ее проблемы, более опасна, чем самый ужасный монстр. Поверив в подобную иллюзию, героиня возвращается к началу своего путешествия. Она перестает быть современной героиней и становится традиционной девушкой, оказавшейся в бедственном положении.

Стадия четвертая: иллюзорный успех

В кульминационный момент своего путешествия героиня может почувствовать, что она одер- жала победу в своем сражении. Однако это ложное впечатление, недостаточная проницательность, которую Мердок называет «мистической верой в супер-женщину». Героиня находится в плену «ложной уверенности в своем героизме», полагая, что она может одновременно быть победительницей мужского мира и королевой мира женского. Мистическая вера в суперженщину — ошибочная уверенность в том, что один человек может одновременно достичь вершин в двух областях: быть замечательным профессионалом в своем деле и замечательной мамой дома. Однако подобная вера является иллюзией, иллюзией возможности подобного равновесия, отрицанием того факта, что героиня лишь человек, а не существо, обладающее сверхчеловеческими возможностями. В конечном итоге она должна понять, что необходимо чем-то жертвовать.

Стадия пятая: сильные женщины могут сказать «нет»

Когда героиня понимает, что находится во власти мистической веры в суперженщину, он должна ограничить свои собственные амбиции, сказав «нет» некоторым претендентам на ее время и внимание. На данной стадии героиня встречается с архетипом «короля» — воплощением мужской требовательности, которая разрывает ее надвое. Она должна противостоять своему начальнику, мужу, возлюбленному и сказать «нет».

Стадия шестая: посвящение и спуск к богине

В определенный момент своего путешествия героиня снова встречается с архетипом богини, от которого она дистанцировалась на первой стадии.

Стадия седьмая: настойчивое желание воссоединиться с женским началом

Встреча с богиней пробуждает в героине осознание того, что она утратила важнейшую часть своей женской личности, полностью посвятив себя достижению успеха в мужском мире. «Настойчивое желание воссоединиться с женским началом» символизируется потребностью встречи и повторной интеграции с архетипом анимы. Интеграция анимы в героине означает воссоединение с женским телом, женскими чувствами, женской страстью и эмоциями. Для многих героинь это повторное пробуждение любви, секса и страсти в их персонажах.

Стадия восьмая: исцеление раскола между матерью и дочерью

В модели Мердок окончательное воссоединение героини с матерью-богиней происходит с помощью посредника — символического олицетворения наследственной женской мудрости и искусства исцеления, воплощенных в архетипе «бабушки-паучихи». Бабушка — добрый персонаж, это женщина, понимающая потребности, как матери, так и дочери и, следовательно, самый лучший целитель раскола между ними.

Стадия девятая: поиск внутреннего мужчины с большим сердцем

Функция любовного интереса героини, как правило, параллельна функции анимы в путешествии героя-мужчины.

Стадия десятая: за пределами двойственности

Интеграция архетипа противоположного пола равноценна священному браку, результатом которого является «рождение божественного ребенка». Будучи воплощением как женских, так и мужских черт характера, полностью развившаяся героиня является «хозяином двух миров». Согласно Юнгу, мифологическим архетипом, олицетворяющим психологическую двуполость, является гермафродит — распространенная в мифах и снах фигура. Архетип гермафродита воплощает собой ощущение личной завершенности, которое распространяется «за пределы двойственности», так как он/она является одним персонажем, не двойственностью, а единичностью, единым целым. Для Мердок принципиальным символом на последней стадии является круг. В качестве «жизненной перспективы» круг всеобъемлющ. Он является воплощением вечного жизненного цикла, концентрической сферой человеческих взаимоотношений и возрождением, совершающимся в утробе. Современная героиня интегрирует свои архетипы с целью достижения психологического равновесия в жизни.





НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
nataДата: Четверг, 21.03.2013, 17:21 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 2046
Статус: Offline
Фильм "Эрин Брокович", кстати, очень хороший.
 
НораДата: Четверг, 21.03.2013, 18:22 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Цитата (nata)
Фильм "Эрин Брокович", кстати, очень хороший.

Мне тоже нравится, но немного затянут. ИМХО


НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
 
Форум » Творческий раздел » Киноведение » «Путь героини» (статья с сайта синемоушн)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024