14 шагов к хорошему сексу Карен Вэйзнер,редактор-консультант New Line Cinema («Секс в большом городе», «Ночи в стиле буги», «Дон Жуан де Марко», «Дневник памяти», «Магнолия»)
Во время кинофестиваля, проходящего в эти дни в Каннах, стали известны подробности будущей картины Вуди Аллена. Ей станет современная версия фривольных новелл Джованни Боккаччо, с Пенелопой Крус и Алеком Болдуином в главных ролях. О том, как сегодня должны выглядеть эротические сцены, — в пошаговой инструкции редактора студии New Line Cinema Карен Вэйзнер.
Доводилось ли вам читать эротические сцены, которые были бы настолько правдоподобными, что вы забывали, что они всего лишь записаны на бумаге? Это ощущение, когда вас бросает в дрожь, проступают слезы, и вы чувствуете, что сердцебиение учащается, потом вам хочется выкурить сигарету и еще немного помечтать про себя о том, что вы только что пережили....
За всю мою двадцатилетнюю карьеру в Голливуде, я всего пару раз читала такие произведения. И каждый раз, когда продюсер кладет мне на стол новую стопку сценариев и говорит, что там есть «пикантные» вещи, я надеюсь и жду, что испытаю снова эти невероятные ощущения.
Поймите меня правильно, в каждом втором сценарии речь, так или иначе, идет о платонических отношениях между мужчиной и женщиной. Это нормально, а вот нормально ли то, что с каждым годом эти отношения передаются все откровеннее — большой вопрос, причем риторический. С каждым годом границы дозволенного на экране растягиваются все больше. А ведь были времена, когда жаркий поцелуй считался чем-то распутным и непристойным, и мог фигурировать только где-то в самом конце фильма. Но сейчас все совершенно иначе: от молодежных комедий до психологических драм — везде можно найти несколько «горячих» сцен. Секс повсюду, он проникает к нам из телешоу, сериалов, фильмов. А большая часть фестивального кино вообще считает его своей главной темой.
За несколько последних десятилетий мы хорошо усвоили, что секс может быть однополым, с применением разных приспособлений, с животными и много с кем еще. Стало даже в какой-то степени модно вставлять секс там, где его даже по сюжету быть не может. Появились художественные фильмы, где секс разбавляется диалогами, драмой и выдается как нечто провокационное и свежее.
Авторы постепенно перестроились на эту новую модель и отнеслись с пониманием к течению моды. Так секс перестал быть чем-то «навязанным сверху» модой, и сразу, через сценарий, стал попадать на экраны. Более того, сколько таких сценариев, с интимными сценами, еще осталось лежать на полках!
Если говорить начистоту, всем таким сценариям часто чего-то не хватает. Я пыталась разобраться, чего конкретно, и получила в итоге вот эти 14 шагов к по-настоящему сексуальной сцене:
Шаг первый: решите, насколько вам комфортно писать «об этом».
Не одним сексом мы живы. Каждому автору, который ступает на этот скользкий путь, стоит понимать, что секс — как и в жизни — это не для всех. У одних он получается хорошо, а другим приходится туго. Не нужно заставлять себя делать то, что вам неприятно, или в чем вы не разбираетесь. Не нужно через силу искать в голове возбуждающие позы, места для секса, придумывать грязные слова, которыми называют друг друга любовники. Если это не ваше, все равно ничего не получится. Возможно, ваш удел — придумывать, как обойти эти места, как их обыграть.
Ведь среди авторов есть те, у кого, например, лучше выходят диалоги, или герои. Так и в сценах секса — тут есть свои «профессионалы». Лично мне очень жаль, что в Гильдии сценаристов не вручают награду за худшую сцену секса (как писательская награда «Bad Sex In Fiction»).
В качестве теста просто спросите себя, было бы вам комфортно написать что-то такое:
Шаг второй: пускай герои сами решают, как далеко готовы зайти.
Когда вы пишете на заказ, как правило, у вас есть вводные данные от редакторов и продюсеров, где четко прописано, чего от вас ждут в конечном итоге. Этим пунктам, разумеется, нужно следовать, а сцены любви писать лишь в том случае, если вам не запретили этого делать (или это позволяют жанр и аудитория). Понятно, если вы пишете сценарий фильма для детей, там просто не может быть ничего подобного. Но как быть с молодежной комедией, триллером, фантастикой, экшеном? Нужны ли там такие сцены?
В любом случае, они не должны выделяться на общем фоне: если ваши герои романтичны и трепетно относятся друг к другу — у них по определению не может быть «грязного секса». Если они представляют собой нечто похожее на «Бонни и Клайда» — они не могут упражняться в прелюдиях и водить по обнаженным телам друг друга бутоном розы.
Все эти вещи нужно понимать и строить секс на характерах героев, а не просто как вставки на насколько минут, где зритель (по идее) должен получить свою долю удовлетворения.
Шаг третий: обещайте ровно то, что готовы дать.
Если вы начинаете сценарий с откровенной сцены, вы просто не можете потом перевернуть все на пуританскую мелодраму, где все герои заикаются и долго просят прощения. Речь даже не о том, что вы обманываете зрительские / читательские ожидания (а вы их обманываете), а о том, что заданный тон должен поддерживаться на протяжении всего сценария. Это старое правило, но недаром его несоблюдение ведет прямиком в корзину для мусора.
Многие начинающие авторы, например, читают в учебниках, что сценарий должен с первых же страниц «цеплять» читателя. Я, как редактор, на своей шкуре пережила все те «ужасно-цепляющие» работы: яркая сцена в самом начале, на первых страницах и мучительные диалоги на всех оставшихся, где герои словно сами не понимают, как у них получилось пережить все те оргазмы в самом начале. Высокую планку нужно поддерживать, либо — наращивать темп по мере повествования.
Шаг четвертый: не впадайте в пустословную сентиментальность.
Я придерживаюсь мнения, что сценарий — технический текст, который затем превращается в фильм. Только так. Самостоятельно, без фильма, он существовать не может. Я знаю, что не все в нашем бизнесе (особенно сценаристы) со мной согласятся. При этом сценарий должен быть хорошо (подбор слов) и грамотно (без ошибок) написан.
Грамматическим ошибкам посвящены целые сайты, а мы говорим о сексе (никак не могу избавиться от «редакторского занудства»), так вот: не нужно писать одними прилагательными, добавлять метафоры. Это очень затрудняет чтение, ведь речь не идет о художественной литературе. Трудно представить себе сцену, когда «Он взял ее вишенки своими пальчиками-колбасками и нежно коснулся их ярко-вишневым кончиком языка». Как вы это представляете? И, главное, зачем об этом писать в сценарии?
Также всевозможные милые и «симпатичные» слова — должны быть удалены. Это не значит, что сцена должна превратиться в банальное «О-о-о-х, а-а-а-а-х», конечно, нет! Но подогревать ее должны не пустые слова, а то, что представит читатель, прочитав вашу сцену, что почувствует. И ориентироваться нужно именно на обратную реакцию, а не на то, что вы закладываете.
Шаг пятый: преувеличенные чувства.
Трудно представить пару, занимающуюся любовью, где оба партнера ведут себя как роботы: ноги в стороны, руки вверх и так далее. Если есть явная причина показать, как эти люди занимаются любовью, сцена должна быть чуть ли не самой яркой во всем сценарии.
Другими словами, если вы пишете о сексе, это должен быть настоящий, страстный, как никогда прежде секс. Такой, что все парочки, которые забились в кинотеатре, или смотрят фильм дома — недоуменно переглянулись и поняли, наконец, что в их сексуальной жизни чего-то явно не хватает. Ведь всегда можно обойтись без секса, просто рассказать о нем в диалоге.
В каждом движении, каждом обращении персонажей должны быть «преувеличенные чувства». Это очень напоминает эротический сон, если вы понимаете, о чем я.
Шаг шестой: в секс с карьера.
Представьте себе ситуацию — он и она: они встречаются, разговаривают, гуляют по городу, дарят друг другу подарки, переживают взлеты и падения, а потом только занимаются любовью. Поверьте, в жизни так случается довольно часто, если это не случайный секс, то у людей на «привыкание» уходит порой до нескольких недель, а то и больше.
В сценариях так быть просто не может. Иначе вы скатитесь в скучное описание будней одной никому не интересной пары. А вы этого не хотите, верно?
Интерес просыпается тогда, когда вам получается создать «сексуальные отношения» между героями с самого начала, с первой же сцены знакомства. Это не значит, что во время первой же встречи они переспят! Но чувство должно вспыхнуть моментально — герои должны хотеть переспать с первой же сцены.
Шаг седьмой: любовное настроение.
Продумайте заранее, с каким настроением ваши герои лягут в постель (на кушетку, на письменный стол и т.п.). Важно понимать, какие у них будут мысли в этот момент, на что они будут рассчитывать.
Возможно, для этого вам будет достаточно включить фантазию. Но не стесняйтесь повторить эту сцену на самом деле. В крайнем случае, зажгите свечи, откройте бутылку вина, нарежьте фруктов — проще говоря, окунитесь в эту романтическую обстановку, предваряющую секс. Устройте сами себе прелюдию, а затем опишите свои чувства и перенесите их на персонажей. Впрочем, такой прием работает исключительно для романтической истории, часто он может просто не понадобиться. Но, почему бы не попробовать, а?
Шаг восьмой: не забывайте про жанр.
Сцены любви, равно как и все сцены вообще — редко бывают универсальными. Смешение жанров хорошо работает лишь в определенных редких случаях, а чаще — просто портит и без того не идеальный сценарий.
Мне доводилось читать сценарии хорроров, где были сцены нежной любви, с лепестками роз, сексуальным бельем и романтической музыкой. Вконцевсеумирали....Нет,я совершенно не против неожиданных ходов, когда можно взять, например, невинную завязку, а затем превратить все в кровавое месиво. Так бывает, причем именно в хоррорах. Но я категорически против запутывания зрителя (и читателя). Ведь если вы заявляете, что будет красочный и сочный секс, нельзя в конце показывать ему кишки и оторванные головы. Секс должен попадать в жанр. Если вы так уж хотите вставить в хоррор такую сцену (а на мой взгляд — она там будет лишней), пусть это тоже будет что-то в духе жанра: грязное, неумытое, дурно пахнущее.
С хоррорами, конечно проще всего, ведь есть относительно похожие жанры, где секс может быть неуместным или не попадать в ритм истории. В таких случаях нужно внимательно перечитать весь ваш материал (да, еще и еще раз!), проникнуться его духом, а затем сесть и написать сцену любви, за которую вам не будет стыдно.
Шаг девятый: используйте предыдущий опыт ваших героев.
Это небольшой нюанс, который, как мне кажется, нужно учитывать. Ведь у всех людей, в том числе — вымышленных, тоже была «жизнь до описываемых событий».
Вот пример: еще в колледже у меня был парень — очень хороший любовник. Мы здорово проводили вместе время, пока он полностью мне не раскрылся. В какой-то момент этот жизнерадостный и всегда приветливый человек, каждый раз после оргазма начинал плакать мне в плечо. Я тоже всегда была сентиментальной девушкой, но мне казалось странным, что мужчина может так себя вести. Он, разумеется, объяснял это тем, что ему очень хорошо со мной и все такое. Конечно, до поры до времени я старалась не обращать на это внимания, полагая, что у каждого должен быть свой «пунктик».
И вот однажды я встретила его бывшую девушку. Оказалось, что его рыдания со временем будут только усиливаться: от всхлипываний до сотрясающих воздух стенаний.... Было нелегко, но я решила с ним порвать.
Не прошло и года, как я встретила его с новой девушкой. Он по-прежнему само очарование, даже стал мужественней, но в его глазах я представила те слезы, которые он изливал на подушку, и сразу наступившая меланхолия сама собой отпала. Он стал мне полностью неинтересен.
Так вот, мой следующий молодой человек был тоже не робкого десятка, но каждый раз, на протяжении всего срока, отведенного нам на «знакомство», после секса я внимательно смотрела ему в глаза. Конечно, я с опаской искала там слезинки, а он думал, что я — чокнутая. Витоге, конечно, мырасстались. Вполневозможно, чтоииз-замоих «сумасшедшихразглядываний».
Я привела этот пример с одной целью — предыдущий опыт откладывает на нас неизгладимый отпечаток. Но и не только по части прелюдии или состояния «после». Кто-то из партнеров всегда более опытен, или более смел, или более груб в постели. Этонормально, чтоодин —доминирует, нормально,чтодругой — подчиняется. А теперь сядьте и напишите, наконец, правду!
Шаг десятый: вся соль в деталях.
Чтобы реальней передать сексуальное влечение персонажей друг к другу, их отношения нужно окружить деталями. Представьте, что вы журналист желтой английской газетенки и пишите о первой брачной ночи принца Уильяма и Кейт Миддлтон: как у них это происходит, на что делается упор? Вспомните «Красоту по-американски», «Лолиту», «Шоколад», «Пляж», «Титаник», наконец! Везде были детали, везде один персонаж представал перед нами в виде такого «фетишиста», в хорошем смысле (по крайней мере, для фильма).
Каждая мелочь может придать особый импульс истории и усилить сцену. О чем я? О небольшом фетише, конечно.Герой может увлечься какой-то частью тела своего партнера. Например, ногами (привет Тарантино!), или, что более очевидно, — губами: он будет целовать, покусывать и облизывать их. Или мужчина («Австралия») может как-то неестественно эротично обходиться с конем, что подведет героиню к неописуемому интересу.
Но сильно не увлекайтесь, иначе ваш сценарий зайдет в такие дебри, что придется срочно менять статус и жанр будущей картины. Также увлечение «фетишем» чревато тем, что сценарий будет, скорее, комичным, а не сексуальным.
Как себя в таком случае проверить: у вас присутствуют полуобнаженные красотки, вспенивающие машину во дворе? Нет? Хорошо.
Шаг одиннадцатый: диалог может быть сексуальным.
Вы может представить себе секс в полнейшей тишине? Только, пожалуй, в случае, когда за стеной спят родители с бабушкой. Во всех остальных — вы никогда не молчите (это для тех сценаристов, которым еще предстоит познать муки любви). Более того, по многим опросам «женщины любят ушами», и если ваш герой-мужчина — опытный любовник, он должен этим пользоваться. Слова заводят!
Но диалог непосредственно во время секса — это одно. Ведь герои не будут весь фильм делать «это». Они могут обсуждать что-то совсем постороннее, но делать так, что все зрители в зале поймут, о чем на самом деле думает каждый из персонажей, и, интуитивно, догадываться, что между ними может произойти.
Слова могут быть милыми, «грязными», отвлеченными, двусмысленными. Словами и интонациями, с которыми они произносятся, можно играть, их можно использовать как угодно. Даже банальное «Я хочу тебя... спросить», можно обыграть так, что они будет уместно в контексте характеров героев и самой истории. Главное — попробовать, сценарий от этого только выиграет.
Шаг двенадцатый: используйте юмор во время любовных сцен.
Весь сериал и оба фильма «Секс в большом городе» построены по этому принципу. Интимные сцены (или их обсуждение между героями) — могут быть смешными. Это приближает историю к реальности (надеюсь не нужно объяснять вам, почему это важно).
Если в вашей сцене все идеально, у читателя и, не дай Бог, зрителя сложится впечатление, что перед ним любительский эротический роман, к которому во всем мире уважающие себя люди относятся снисходительно. Вы ведь не хотите, чтобы к вам относились снисходительно? Вы же пишете серьезные и нужные вещи, правда?
Важно «добавить жизнь» в историю. Я не буду сейчас вспоминать истории из моего опыта, могу только сказать, что не все партнеры настолько опытны (и в ухаживании, и в постели), насколько хотят казаться. И это можно обыгрывать.
Шаг тринадцатый: каждая сцена любви раскрывает персонажей и двигает историю.
Любая, в том числе и «сексуальная», сцена раскрывает персонажей и двигает историю вперед. Но я решила отдельно выделить этот шаг, несмотря на то, что он кажется мне очевидным (да и каждому, кто знаком с основами драматургии).
Мы уже проходили выше, как такие сцены могут рассказать о персонажах, развлечь, отвлечь или рассмешить. Не забывайте, что это их единственная цель. Вы не пишете порнографию, вы логично выстраиваете сюжет и ставите те сцены, которые лучше всего будут его раскрывать. Остальное — на откуп цензорам.
Шаг четырнадцатый: вы НЕ пишете порнографию.
Лично я не считаю фильм «9 песен» шедевром. Я вообще не считаю его фильмом. Подумайте сами: секс между двумя партнерами (даже для порнографии маловато) и концертные вставки. Тем не менее, ему пытаются подражать, его приводят в пример (не только так, как это делаю я), он даже получил несколько упоминаний жюри на разных фестивалях.... К чему это я? Да к тому, что сценарии (а потом — фильмы) могут быть самыми разными, и ваше дело, о чем писать. Могу лишь сказать, что если вы рассчитываете продать сценарий полнометражного ХУДОЖЕСТВЕННОГО фильма, вы должны относиться ко всем сценам с одинаковым почтением, и думать, в первую очередь, о своем сюжете, своих героях.
Но если, вдруг, в вашем сценарии речь идет о взаимных, платонических чувствах, вам стоит всерьез задуматься, как их правильно передать. Возможно, через метафоры, но, скорее всего, — напрямую. А в этом случае, мои советы вам очень пригодятся.
НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 16:18 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 17160
Статус: Offline
Говорят, эту сцену изучают во многих сценарных мастерских в Голливуде. НЕТ СМЫСЛА ЛОМИТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ, ГДЕ-ТО РЯДОМ СУЩЕСТВУЕТ ДВЕРЬ, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТЕБЯ.
Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 21:36 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1149
Статус: Offline
это была лучшая сцена оргазма в то десятилетие. и кстати показательно, что лучшая сцена оргазма того десятилетия была с ненастоящим притворным оргазмом.
Дата: Понедельник, 23.05.2011, 09:38 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1149
Статус: Offline
как измеряли не знаю
цитирую:
Сцена в ресторане, где Салли имитировала оргазм, специалистами названа классической
Идея этой сцены принадлежит Билли Кристал и Нора Эфрон, а Мэг Райан предложила снимать сцену в заполненном ресторане. Фраза из этой сцены "Я хочу получить то, что у нее сейчас"|" I'll have what she's having" стоит на 33 месте в списке "100 популярных киноцитат за 100 лет" .
Интересно то, что эту сцену снимали несколько раз и Райан имитировала оргазм в течение нескольких часов.
Сейчас в этом ресторане над этим столиком есть табличка с текстом:" Где Гарри встретил Салли...надеемся, вы имеете то, что имела она!"|"Where Harry met Sally... hope you have what she had!"
Кстати, эту фразу придумал Билли Кристал, а женщина в ресторане, которая произнесла её - это мать режиссера Райнера