SCRIPTMEN
Четверг, 25.04.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Ирина Кемарская о ремесле телевизионного сценариста. - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Нора, Ольга  
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Ирина Кемарская о ремесле телевизионного сценариста.
Ирина Кемарская о ремесле телевизионного сценариста.
АлешкаДата: Пятница, 04.03.2011, 19:45 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 4115
Статус: Offline
Кемарская, Ирина Николаевна — лауреат телевизионной премии
ТЭФИ, академик Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), член Союза кинематографистов России. Кандидат филологических наук.

Автор и редактор научно-популярных программ, в том числе - «Под знаком «Пи». «Очевидное-Невероятное»; шеф-редактор первого российского ток-шоу «Старая квартира»; редактор первого выпуска реалити - шоу
«Последний герой»; автор и редактор документальных портретных фильмов и программ для каналов «Первый» и «Культура». Сертифицированный тренер, создатель мастер-классов по повышению квалификации сценаристов и редакторов; автор книг «Телевизионный редактор-профессионал» и «Телевизионный редактор».

В настоящее время - главный редактор компании «ТелеФОРМАТ» (Москва), художественный руководитель альманаха «Галилео» (СТС), преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель ВШЖ при ГУ-ВШЭ.

? Человек, открывший в себе талант сочинять и рассказывать истории, может очень много их написать, но все они будут невостребованы. В какой-то момент у него пропадает мотивация

и он говорит себе, что потратил много времени зря. Что, по-вашему, дает писательский труд человеку, кроме денег и славы?

- Давайте не будем путать писательский труд с его деньгами и славой и труд сценариста. У сценариста мотивация не пропадает, потому что он работает чаще всего в индустрии. По крайней мере, к телевизионному сценаристу история драматурга Вампилова, который ходил с авоськой, набитой рукописями, и предлагал свои пьесы театрам, не применима.
Теледраматург пишет по заказу – чаще всего. Киносценарист может выдумывать истории из головы и пытаться продать их продюсерам, но для телевидения, повторяю, это нетипично.

Славы сценарная работа вообще не дает. Особенно на ежедневных программах, которые вообще идут без титров. Деньги – дает, не очень большие, но при профессиональном подходе, стабильные.

Само писание сценария и есть награда, наслаждение. Очень редко готовая вещь оказывается в глазах сценариста лучшей, чем та история, которую он видел мысленным взором... Но те куски, которые получаются, те открытия, которые делаешь и обнаруживаешь лично ты, очень бодрят. Сценарист – всегда графоман, больше или меньше. Такая профессия.

? Как вы думаете, кто может называть себя сценаристом?

- Сценаристом может называть себя человек, умеющий строить чертеж будущего зрелища так, чтобы по этому чертежу большая команда людей впоследствии реализовала его замысел.

? И у нас в стране и «у них» бытует мнение, что сценарист должен быть «не совсем нормальным» человеком. Что, по-вашему, имеется в виду?

- Я о таком мнении не слышала. Наоборот: сценаристы, на мой взгляд, всегда очень нормальные люди. Им не свойственны такие качества, как истеричность, мания величия, безаппеляционность... Классический сценарист сидит дома один, у него за спиной семья, требующая пищи,
и он (или – она) сидит и бьет по клавишам компьютера минимум 4-5 часов в день. Сценаристы умеют планировать работу, умеют не впадать в стресс при бесконечных переделках. Вынуждена вас огорчить: сценарист – это норма, норма и еще раз норма.

? Какими качествами должен обладать сценарист, чтобы добиться успеха в своем деле?

- Главное качество сценариста, по моему опыту, это – терпение. Нетерпеливый человек в сценаристах не задержится, потому что сценарии «не пишут – их переписывают». Расхожая формула, но абсолютно правильная. Когда я набираю новую группу (имеется в виду тренинговый центр компании ТЕЛЕФОРМАТ – прим. ред.), я никогда не могу предсказать, кто сумеет выполнить задачи, а кто уйдет с полдороги. Уходят яркие, уходят люди с блеском, а неприметные мышки цепляются зубами так, что их можно оторвать только с мясом. И переписывают, правят - пока
сценарий у них не примут.

Второе качество – способность отстраняться от написанного и посмотреть на него, как на чужое. Непривязанность к созданному тобой, при том, что ты выкладываешься в процессе создания сценария полностью, до донышка. Но потом ты должен взглянуть на написанное тобой же с холодным прищуром и вслушаться в чужие замечания. Если в них есть хоть капля смысла – принимать их, снова все переделывая. Если смысла нет – стоять на своем. Сценарист - гибкий и, одновременно, очень упрямый человек. Это вообще свойства, присущие взрослым людям.

И третье– это умение улучшать. Не переставлять слова, а развивать историю, придумывать, «генерить», как говорят на телевидении. Не-генерящий сценарист профнепригоден.

? Как вы считаете, при том, что сценарист – это человек творческой профессии, должен ли он точно знать своё место на этом рынке, свою «нишу» и почему?

- Профессионал творческой профессии зарабатывает себе творчеством на жизнь. Этим он отличается от любителя. Сценарное дело не предполагает келейности и ориентирования на далекие поколения: напишу в стол, потом внуки оценят. Сценарист создает полуфабрикаты, основу для творчества десятков, а то и сотен других людей.

Конечно, он должен знать спрос. Его ниша – то, что у него лучше получается. У кого-то – детективы, у кого-то - мелодрамы, у кого-то – журналистский поиск, охота на героя. Просто индустрия телевизионная такова, что долго разлеживаться в нише не приходится: или ниша схлопнулась, или туда толпа набежала, или за нее платить перестали... Много причин стремиться к большей универсальности. Мой личный опыт показывает, что дело не в нише, а в энергетике, подпитываемой любопытством.

Интересные задачи можно найти везде. Главное – чуять их и не бояться начинать с нуля. Ну – не получится. Ну – обругают, выгонят. Ты же сценарист, фрилансер, ландскнехт, куда тебя выгнать? А опыт остается. Сценаристу приходится быть сильным и внутренне независимым. Постоянно работать, все время. Тогда у него будет и место, и рынок.

? С точки зрения главного редактора компании - телемейджора разделите сценаристов на несколько типажей, которыми вы

пользуетесь при отборе авторов и/или их текстов. Отличаются ли те, кто подходит для программы ГАЛИЛЕО, например, от тех, кто пишет ПОНЯТЬ. ПРОСТИТЬ?

- Конечно, отличаются. Сейчас на телевидение в огромном количестве пришли сценаристы-игровики, то есть те, кто придумывает историю от начала до конца за письменным столом (или, скорее, за лэп-топом). Им почти не нужно дополнительного материала, они – сочинители, креаторы, выдумщики. Они изобретают героев, которых потом играют артисты. Это сценаристы-писатели, такие идут на дневные вертикальные сериалы, типа «ПОНЯТЬ. ПРОСТИТЬ».
А есть
сценаристы-журналисты, которым сейчас приходится очень не сладко. Потому что, кроме умения находить объекты и уговаривать людей участвовать в программах, им нужно еще и вписывать свои наработки в

игровую канву. Таких мы ищем на «ГАЛИЛЕО», такие нужны сейчас большинству шоу, к названиям которых прибавляют окончание «тейнмент» - от английского "Courier New";mso-ansi-language:EN-US"">entertainment – «развлечение». Квалификация этих людей – отдельный разговор, потому что
требования к ней сейчас – самые высокие. А оплаты, увы, не очень. Тут – разрыв.

Но для продюсеров границы типизаций проходят не здесь. Для них важны главные авторы уровня Щедрина и Каменецкого, Зои Кудри, Лены Караваешниковой – то есть те, кто может придумать и развить большой проект.

Второй уровень – люди, способные этот проект реализовать, в ранге ли сюжетчиков на телеромане, в ранге ли шеф-редакторов на вертикальных сериалах – профессионалы высокого класса.

И третий уровень – крепкие сценаристы, понимающие специфику телепроизводства и умеющие писать внутри рамок формата, встраиваясь в технологии, но ярко и свежо. Таких очень мало, их – наибольшая нехватка.

? Вы закончили сценарный факультет ВГИК (мастерская Н.Н.Фигуровского) Не мучает ли Вас, как сценариста, то, что вы должны заниматься чужими текстами, а не своими? Почему?

- Почему? Амбиции, наверное, не очень высокие. Я люблю работать с командой. И меня на телевидении больше всего поражает высокая синергия на хороших проектах. А на плохих я стараюсь не работать. Каждый, кто делает программу, считает себя ее автором. И этот пучок творческих воль очень мощный, твой труд в нем растворен, но не исчез, а вызвал дополнительное свечение, дополнительную краску. Индивидуалисты у нас не выживают, как, впрочем, и те, кто готов
подчиниться любой указке. От них нет энергии, нет подпитки для других. Это безумно интересно – наблюдать, как возникает программа, вырастает из черновых идей до филигранной законченности выпуска перед эфиром.

Телевизионный редактор ценит свой и чужой труд, оставаясь при этом беспощадным к недоработкам. И это человек с юмором. Как мы говорим в случае ошибки: «не первая – и, бог даст, не последняя!..» Мы работаем всегда в цейтноте, и фокус в том, чтобы в этом хаосе все шло по плану.

Вопросы задавала Алина Волкова.

http://www.film-producers.ru/group....enarist


Создай себе судьбу, которую полюбишь!
Ф.Ницше
 
скромныйДата: Пятница, 15.07.2011, 23:21 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 355
Статус: Offline
Очередная парадоксальная статья.
Алешка, извините что в вашу тему.

Несколько мыслей (не на что не претендуя)

Российское ТВ родилось с рождением самого государства, а значит ему очень мало лет.
С чего все начиналось и как это выглядело, все хорошо помнят.
Все помнят, но не все знают, что ТО что было новым, свежим и оригинальным, это ТО на чем закончилось американское ТВ. Закончилось в середине 60х.
Начиная от Поля чудес до Любви с первого взгляда, от Темы до Добрый вечер, от Своей игры до Клубнички. Все это было порогом после которого индустриальное, мировое ТВ стало тупым и бессмысленным.
Огромное количество людей начали работать с материалом на новом российском ТВ (материалом который был уже не в теме до рождения этих новоявленных телевизионщиков) Естественно появился опыт, знания, понимания контента, но блин это мертворожденный ребенок. Все на уровне зазеркалья. Сплошной перевертыш.
Бесконечные продюсеры, рассказывающие о том какие сценаристы чмо и вообще сами-бы писали сценарии, но много более важных дел...
Столько-же режиссеров изуродованных бесполезным образованием и обожествлением собственной персоной...
Не меньше удивительных редакторов отвергающих совершенно все новое, не проверенное, свежее. Если уже было и сработало, значит нужно только так... Тупо, бездарно, бесперспективно.
Волшебные руководители каналов (особенно пробившиеся из низов и ничего не сделав) рассказывающие о том, как на ближайшие годы они будут воспитывать своего зрителя и какой зритель им нужен...
Сплошной перевертыш. Выкидыш-перевертыш.
Каналы не допускают к себе сценаристов. Сценаристы убиваются и демпингуют. Сценаристы создают проекты которые потом целые сезоны почему-то ведет продюсер или еще хуже режиссер. Сценаристы не могут создать профсоюз. Режиссеры часами рассказывают о своих талантах и чаиньях, а потом смотря фильмографию видишь у них херню типа Трех вокзалов, бесконечных кармелит и Рексов... Бред.
Тихим сапом прогрызаются бездари благодаря некому тренду и востребованности говна в стиле канала ......... Бесконечная плеяда молодежи воспитанная на ужасах и (О! У меня есть такая мистика!!) не понимая что для этого нужна некая культура длинною в поколения а не в длиною в их возраст.
Неумение сценаристов быть менеджерами, торговцами, руководителями и просто злыми и уверенными в своих силах людьми. Неумение уважать продукт своего разума и интеллекта, но при этом требовать этого от других. Так никогда не будет, потому-что первая ступень, это всегда идея и те кто это реально понимает будет всеми силами принижать значение идеи. Что собственно говоря и происходит.

Quote (Алешка)
Славы сценарная работа вообще не дает

Ещё бы... Никто из нас не знает ни одного сценариста... Я 3 года изучал телесценаристику в академии кино и телевидения Франкфуртского университета искуств и блин верю сразу, сценаристика не дает славы... Все что созданно в мировом ТВ , это редактора.

Quote (Алешка)
Деньги – дает, не очень большие, но при профессиональном подходе, стабильные.

Да-да... Человек создавший большого брата имеет 4 миллиарда евро состояния. (это видимо не очень профессиональный подход) я кстати не оговорился, именно миллиарда.

Quote (Алешка)
Само писание сценария и есть награда, наслаждение.

Оч понравилось... Аплодирую. Бывает не ем по 2 суток, не сплю, душ не принимаю, даже подруге в сексе отказываю т.к. нужно найти НЕЧТО чего еще небыло, понять как выпутаться, чем зацепить, куда завести... И все это за такую великую награду, за это несказанное наслаждение +5.
Только тот, кто не знает что такое ремесло настоящего сценариста мог такое сморозить.

Quote (Алешка)
Сценарист – всегда графоман, больше или меньше. Такая профессия.


Ээээ нет... Поработайте не над тупыми интегрированными проектами типа Галилео где работа сценариста заключается в изменении имени Ганс на Иван, Ёзеф на Сергей и Элена на Марина и на этом заканчивается, а создайте тренд который у вас купят например немцы, как вы у них Галилео и тогда посмотрим где вы с таким подходом найдете сценаристов способных создавать нечто интересное и яркое.

Quote (Алешка)
Сценаристом может называть себя человек, умеющий строить чертеж будущего зрелища так, чтобы по этому чертежу большая команда людей впоследствии реализовала его замысел.

Вот оно! Главное зло российского сценариста. Никто, Нигде, Никогда не строит Ничего с мыслью, что кто-то другой, а тем более команда будет реализовывать. Не верите? Включите ТВ и сравнивайте сериалы НТВ с сериалами Фокс, сериалы Россия с сериалами ЭнАйДи и т.д. у всех есть глаза... Видите разницу? Это потом-что никогда не создается сериал с мыслью, что его будут делать другие!

Quote (Алешка)
И у нас в стране и «у них» бытует мнение, что сценарист должен быть «не совсем нормальным» человеком. Что, по-вашему, имеется в виду?

- Я о таком мнении не слышала. Наоборот: сценаристы, на мой взгляд, всегда очень нормальные люди.

Как такое может говорить человек работающий на ТВ??? Ну как такое может быть??
Один утверждал что общается с инопланетянами, другой что работал в ЦРУ, третий что он новый пророк, четвертый придумал себе брата близнеца и все люди вокруг на протяжении 20 лед должны были здороваться с этим несуществующим братом и это всё Самые знаменитые ТВ сценаристы, это те, кто создал то ТВ которое есть сейчас. О какой нормальности тут говорится? (я говорю исключительно про тв, не путать с кино)

Quote (Алешка)
- Главное качество сценариста, по моему опыту, это – терпение. Нетерпеливый человек в сценаристах не задержится, потому что сценарии «не пишут – их переписывают». Расхожая формула, но абсолютно правильная. Когда я набираю новую группу (имеется в виду тренинговый центр компании ТЕЛЕФОРМАТ – прим. ред.), я никогда не могу предсказать, кто сумеет выполнить задачи, а кто уйдет с полдороги. Уходят яркие, уходят люди с блеском, а неприметные мышки цепляются зубами так, что их можно оторвать только с мясом. И переписывают, правят - пока
сценарий у них не примут.

Мышиные сценаристы для мышиного телевидения.

Quote (Алешка)
Не-генерящий сценарист профнепригоден.

То-то вы столько на генерировали... Аж деваться некуда. Куда не переключишь, сплошное крео и дерзкие-свежие идеи.

Quote (Алешка)
Сценарист создает полуфабрикаты, основу для творчества десятков, а то и сотен других людей.

Основу для падения ему на хвост и возможность иметь кусок хлеба для тех, кто оказался рядом. Еще раз - С чего-то ВСЁ должно начинаться. Пускай начинается с оператора ну или с осветителя, а сценаристы посмотрят на ИХ творчество.

Quote (Алешка)
Ты же сценарист, фрилансер, ландскнехт, куда тебя выгнать?

Браво!

Quote (Алешка)
Это сценаристы-писатели, такие идут на дневные вертикальные сериалы, типа «ПОНЯТЬ. ПРОСТИТЬ».

Сказал-бы я куда они идут. Кто назвал ИХ сценаристами? Какой сценарист позволит себе работать над таким??

Quote (Алешка)
И третий уровень – крепкие сценаристы, понимающие специфику телепроизводства и умеющие писать внутри рамок формата, встраиваясь в технологии, но ярко и свежо. Таких очень мало, их – наибольшая нехватка.

А-то! Конечно. А вы еще пиццод проектов запустите монописуальных в которых и так развернуться негде, тогда сразу появятся сценаристы, которые только вот всю жизнь и мечтали, что-бы писать ярко и свежо для Час суда, Суд идет, Идет суд, Суд идет нах...

Quote (Алешка)
Это безумно интересно – наблюдать, как возникает программа, вырастает из черновых идей до филигранной законченности выпуска перед эфиром.

Было-бы еще не плохо, что-бы и зрителю было если и не безумно, то хотя-бы ПРОСТО интересно смотреть на все это.

Quote (Алешка)
Мы работаем всегда в цейтноте, и фокус в том, чтобы в этом хаосе все шло по плану.

А может ну его к черту такой план?

извините.


В Буше имелось то , что роковым образом действует на стареющих женщин. А именно - бедность, красота, саркастический юмор, но главное - полное отсутствие характера. Довлатов.(с)
 
TimoffДата: Суббота, 16.07.2011, 11:51 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 859
Статус: Offline
скромный, чувствую, наболело wink

Вы встречали людей умнее себя? А талантливее? Да что вы говорите? © Tim Timoff
 
скромныйДата: Среда, 20.07.2011, 18:16 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 355
Статус: Offline
Точно ))

Знаете Timoff, был замечательный случай в практике одного режиссера. После проката очень удачного фильма была большая конференция, на которой режиссер долго рассказывал о своих трудностях, творческих поисках и подобной фигне о которой мы часто читаем и слышим. На следующий день, режиссеру пришла посылка в которой было 90 чистых листов (прислал сценарист) и приписка, - А какие у вас будут идеи по поводу этого?

Давайте оставим в стороне сценаристику (ну вообще оставим)
Вы пришли в ресторан, вам там не понравилось, вы об этом рассказали... Нормально? Да! КТо виноват?
1)Директор
2)Повар
3)Администратор.
Вы виноваты? Нет! Вы имеете права сказать, что вам не понравилось? Да!

Везде вы можете быть пользователем и высказывать свое мнение и ГЛАВНОЕ знать кто виноват.
Нас, вас, меня, ваших и моих знакомых и их знакомых, ну почти всех, обмануть невозможно. Не смотря на разность вкусов, образования, воспитания и жизненного опыта, почти все мы очень четко определяем разницу хорошо/плохо.
Вы посмотрели новый фильм и он вам не понравился, скорей всего он не понравится почти всем. Вы услышали новую композицию вашего любимого исполнителя и она вам понравилась больше предыдущих и скорей всего остальным поклонникам именно эта композиция будет нравится больше... мы одинаковые и обмануть нас почти невозможно., сколько-бы не говорили вокруг - Шербет, вам от этого слаще не будет. Никому не будет.
Но вдруг появляется некий контент, который пытается все это подменить. Со временем доводится до абсурда и когда за этот абсурд надо отвечать (замете, не вам) ЭТО сваливают на вас!
Прямой вопрос любому редактору/продюсеру/руководителю канала:
Почему нескончаемым потоком идет такое говно?
Ответ:
У нас нет сценаристов!
Почему ваш канал уже столько лет показывает такие тупые, бессмысленные сериалы?
У нас нет сценаристов!
Почему американские сериалы качественные, а наши нет?
У нас....
Почему...
У нас.....сценаристов...

Хорошо уважаемый Timoff, я не сценарист. Вы не сценарист. Всех кого мы знаем тоже не сценаристы. В стране нету сценаристов. Может не нужно делать то, для чего нету инструментов? Может ну его к черту это ТВ с его сериалами, ток-шоу, реалити и.д. Может это и есть потолок нашего ума? Пускай будут мало кому интересные проекты Первого, следом тоже-самое но в гораздо более тупом копировании проекты России, следом о-желтевший до состояния Комсомолки НТВ, следом с-дувшийся и никому ненужный Пятый и т.д. ... Я согласен. Но с тем, что в этом не виноват никто, а исключительно - У нас нет сценаристов! Я согласится не могу.
Это я и назвал перевертышем... еще можно назвать - обманка/подмена. Индустрия косячит, а виноваты кто? понятно кто.

Надоедает это чесслово... а поговорить не с кем ))))

Это не сценарий....:
В 1993 году, собрались руководители в чьих агентствах были самые крупные базы проектов для ТВ. Обсуждалась тема, что ТВ осталось всего на 25 лет. Ничего нового придумать будет невозможно. Долго обсуждали, пытались договориться о решениях не творческих, но технических. Именно с того времени появились кабельные каналы, на которых можно заказывать трансляции футбольных матчей или гонок Ф1 с тех камер, которые хочет заказчик. И тогда стали появляться сериалы в которых (в конце каждой серии) зрителям давалась возможность самим продолжить сюжет следующий серии (3-4 варианта) к каждой серии снималось 3-4 варианта продолжения... И вообще тогда много чего появилось интересного.
Мы-же с вами ( не мы, об этом мы договорились) имеем новое, дорогое, динамичное ТВ в новой стране. Так почему-бы не стать немного посмелее и не начать (в качестве эксперимента) показывать что-то интересное? Кто мешает? Сценаристы??

Я вас уверяю, запустите сериал про сантехника с огромным половым органом, который ходит по вызовам и делает домохозяек счастливыми ( не порно, ни в коем случаи) а просто добрый такой фильм про женское счастье которым обделены многие женщины, так у этого будет такой рейтинг и такой интерес, что никому больше про Насть, Рексов, Ментов, Кармелит и подобной хрени снимать в голову не придет.
Про что угодно... Дерзкие, смешные, подлые, грязные, печальные - любые, но только интересные.


В Буше имелось то , что роковым образом действует на стареющих женщин. А именно - бедность, красота, саркастический юмор, но главное - полное отсутствие характера. Довлатов.(с)
 
TimoffДата: Среда, 20.07.2011, 21:23 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 859
Статус: Offline
Quote (скромный)
Кто мешает?


Его величество рубль (доллар и т.п.). Новое это всегда риск. Не всё новое это всегда выигрыш в рубле. Отсюда - страхи каналов и продюсеров.
На Западе почему-то понимают, что один из десяти рискованных проектов окупает 9 остальных, а 2-3 из них никогда себя не окупают, и это нормально. Наши же хотят, чтобы окупился КАЖДЫЙ, почти не рискуют, но треть всё равно не окупается.

Сценаристы здесь не при чём, хотя они лучше других знают, как тяжело продать сценарий, в котором есть новизна и смелость.

Quote (скромный)
Так почему-бы не стать немного посмелее...


Вот-вот... Должна быть привычка к риску, к прорыву...


Вы встречали людей умнее себя? А талантливее? Да что вы говорите? © Tim Timoff
 
Форум » Творческий раздел » Киноведение » Ирина Кемарская о ремесле телевизионного сценариста.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024