Объявляется набор на курсы сценаристов 14.12.2009
Кинокомпания FILM.UA совместно с PRIMA-FILM объявляют о наборе на профессиональные курсы по обучению сценарному мастерству, под руководством ведущих мастеров кинодраматургии.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КУРСОВ ЛУЧШИЕ ВЫПУСКНИКИ ОТБИРАЮТСЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ В КИНОКОМПАНИЯХ.
Описание учебного процесса
Курс состоит из лекций, семинаров, просмотров и обсуждения фильмов, а также групповых и индивидуальных практических занятий.
Программа обучения сценаристов рассчитана на 20 недель.
Срок обучения: с 17 января по 30 июня 2010 года.
Помимо курса по специальности, в первом семестре слушатели знакомятся с краткими курсами по следующим дисциплинам:
1. История кино и телевидения
2. Кинорежиссура и мастерство актера
3. Мастерство оператора
4. Продюсирование и кинопроизводство
5. Редактирование сценария и фильма
Во втором семестре обучения основной упор делается на специализацию. С этой целью для проведения мастер-классов и практической работы приглашаются известные драматурги из России и Украины, имеющие опыт работы в следующих форматах и жанрах кино и телевидения:
Документальный фильм
Документальная драма
Драматический сериал
Ситком и комедия
Детектив
Экранизация
На курсы принимаются лица до 40 лет, имеющие высшее образование.
Абитуриенты должны представить на конкурс свои работы: повести, рассказы, пьесы, эссе. Объем одной работы не менее 24 и не более 96 машинописных страниц.
Для зачисления на курс необходимо сдать письменный экзамен. Абитуриенты, сдавшие письменный экзамен, будут приглашены на собеседование.
После успешного прохождения отбора необходимо предоставить следующие документы:
— копия паспорта (главная страница + регистрация);
— копия диплома о высшем образовании;
— фотографии цветные 5х6 — 4 шт.;
— заявление о поступлении на курс (пишется при подаче документов);
— автобиография.
После успешного прохождения курса и защиты итоговой работы выдается свидетельство об окончании сценарных курсов «Мастерство Кинодраматурга».
Расписание занятий
Мастерство сценариста — вторник (19:00) и суббота (12:00-16:30).
Занятия по кинодисциплинам — четверг (19:00-22:00).
Предлагаемая стоимость обучения
Первый семестр
Общая стоимость за первый семестр — 7200 грн.
Второй семестр
Общая стоимость за второй семестр — 9000 грн.
ИТОГО ВСЕГО ВЕСЬ КУРС: 16'200 грн.
СЦЕНАРНЫЕ КУРСЫ
Общая программа обучения
Курс «Мастерство кинодраматурга» предполагает:
1. Лекции по теории кинодраматургии (на протяжении первых 10 недель).
2. Практические занятия (на протяжении всего периода обучения):
— аудиторные работы с их последующим обсуждением на курсе;
— домашние задания;
— индивидуальную работу преподавателя с каждым из студентов.
3. Читку, обсуждение и анализ сценариев в аудитории (по теме лекции, на протяжении первых 10 недель).
4. Просмотр и обсуждение фильмов (по теме лекции, на протяжении всего периода обучения).
5. Систематическое ведение дневников слушателями.
6. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы.
Занятия проводятся преподавателями кинодраматургии (первые 10 недель) и приглашенными специалистами (последующие 10 недель).
Ведущие преподаватели: Приходько О.И. и Громов В.В.
Помимо курса по специальности, в первом семестре слушатели знакомятся с краткими курсами по следующим дисциплинам:
История кино и телевидения (Савченко Г.П.).
Кинорежиссура и мастерство актера (Крайнев В.Н.).
Мастерство оператора.
Продюсирование и фильмопроизводство (Мирский В.В.).
Редактирование сценария и фильма (Громов В.В.).
Лекционный ознакомительный курс по этим дисциплинам проводят приглашенные преподаватели один раз в неделю по 1 «паре» (2 часа). Т.о., каждый из предметов может быть рассчитан на 2 «пары» — 4 часа.
Во втором периоде обучения основной упор делается на специализацию. С этой целью для лекционного ознакомительного курса и практической работы приглашаются известные кинематографисты, специализирующиеся в следующих форматах и жанрах кино и телевидения:
1. Документальный фильм.
2. Документальная драма (Москва).
3. Сериал (Морозов Ю.З.).
4. Ситком и комедия (Москва).
5. Детектив (Приходько О.И.).
6. Экранизация (Балаян Р.Г.).
Программа обучения по курсу
МАСТЕРСТВО КИНОДРАМАТУРГА
(20 недель. 100 часов)
Первый семестр (60 часов)
Курс читается по следующему графику:
Рабочий день недели — факультатив (2 часа);
Суббота — специальность (4 часа);
Всего — 6 часов в неделю.
Первая неделя
Занятие первое (2 часа)
1. Вводная лекция. Беседа о профессии. Специфика прозы и киносценария. Ознакомление с программой обучения.
2. Лекция 1. Тема. Идея. Замысел и его источники.
3. Домашнее задание: «Дневник наблюдений».
История кино и телевидения (2 часа).
Занятие второе (4 часа)
Обсуждение домашнего задания.
1. Лекция 2. Драматическое действие и конфликт. Типы конфликта. Цель. Классификация персонажей (Приходько О.И.).
2. Лекция 3. Сценарная заявка. (Виды заявок: скелетто, либретто, краткая заявка, расширенная заявка, синопсис, аннотация). Слагаемые коммерческого успеха (Громов В.В.).
3. Аудиторная практическая работа: упражнение на ассоциативное мышление.
Примечание. После ознакомления с основными параметрами сценарной заявки, слушатели могут подавать заявки на оригинальные сценарии в избранном формате и дорабатывать их с помощью преподавателей.
Вторая неделя
Занятие третье (2 часа)
1. Лекция 4. Отбор и монтаж. Монтажное мышление кинодраматурга. План. Деталь. Кадр. Монтажная фраза. Сцена. Эпизод. «Классическое триединство».
2. Домашнее задание: «Раскадровка».
История кино и телевидения (2 часа).
Занятие четвертое (4 часа)
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Лекция 5. Герой и характер. Типология и способы создания характеров. Мотивировки. Качества действующих лиц, их функции и характеристики. Художественный образ.
3. Читка сценария («Сыч»).
4. Просмотр фильма («Все должны умереть» по сценарию «Сыч»).
Третья неделя
Занятие пятое (2 часа)
1. Лекция 6. Формы сценарной записи (повествовательная, «пьесоподобная» и др.). Формат и особенности современного сценария. Четыре основных элемента сценария: надпись, закадровый текст, диалог, ремарка (Громов В.В.).
2. Лекция 7. Изобразительная природа кинематографа. Органическая немота. Пауза.
3. Домашнее задание: «Немой этюд».
Кинорежиссура и мастерство актера (2 часа).
Занятие шестое (4 часа)
1. Анализ домашнего задания.
2. Лекция 8. Основы сюжетосложения. Экспозиция и завязка. Функции и разновидности экспозиции. Значение экспозиции в создании образа пространства и времени. Взаимосвязь сюжета и характера. Трехчастная структура сценария. Драматические акты и их функции. Завязка основного конфликта, ее функции и разновидности.
Четвертая неделя
Занятие седьмое (2 часа)
1. Лекция 9. Сюжет (продолжение темы). Событие — основа сюжета. Типы сюжета. Развитие действия. Катастрофа. Кульминация. Развязка. «Зерно» сюжета, исходная ситуация, поворот. Фабула. Создание «драматического напряжения».
2. Читка сценария («Лесные фиалки» Кановича и Фридберга). Анализ прочитанного сценария в свете изложенных в лекции понятий.
3. Домашнее задание: «Драматическая ситуация».
Кинорежиссура и мастерство актера (2 часа).
Занятие восьмое (4 часа)
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Лекция 10. Место действия и предлагаемые обстоятельства. Сцена. Взаимосвязь места действия с другими компонентами композиции. Натура. Интерьер. Образ пространства.
3. Просмотр кинофильма (А. Звягинцев. «Изгнание» либо А. Тарковский «Сталкер», либо И. Хейфиц «Дама с собачкой»).
4. Аудиторная работа: описать место действия так, чтобы по нему стало понятным готовящееся либо произошедшее событие. Обсуждение аудиторной работы.
Пятая неделя
Занятие девятое (Громов В.В., 2 часа)
1. Лекция 11. Понятие жанра. Жанр как степень условности. Классификация жанров. Адрес, социальная точность. Трагедия, комедия, драма: основные законы построения. Смешение жанров. Телевизионные жанры и специфика телефильма.
Кинорежиссура и мастерство актера (2 часа).
Занятие десятое (4 часа)
1. Лекция 12. Атмосфера. Обострение предлагаемых обстоятельств. Роль звука в создании атмосферы. Видеоряд: деталь, пейзаж, портрет. Контраст видео- и звукоряда. Темп и ритм в сценарии и фильме.
2. Читка эпизода. Анализ атмосферы в эпизоде: как это сделано.
3. Домашнее задание:
Теория: «Подготовка к семинару». Практика: «Дневники наблюдений» (5 стр.).
Шестая неделя
Занятие одиннадцатое (2 часа)
СЕМИНАР. Итоги четверти. Контрольные вопросы по темам: «Тема». «Идея». «Замысел». «Драматическое действие и конфликт». «Отбор и монтаж». «Сцена и эпизод». «Сюжет». «Герой и характер». «Мотивировки». «Место действия». Сдача 5 стр. «Дневников наблюдений» (читка).
Домашнее задание к занятию 14: «Замысел киноновеллы».
Мастерство оператора (2 часа).
Занятие двенадцатое (4 часа)
1. Лекция 13. Слово в сценарии и фильме. Понятие диалога. Слово — действие. Сюжетная обязательность слова. Тайна подтекста.
2. Читка сценария «Психопатка». Анализ форм диалога, значимости слова, закадрового текста.
3. Домашнее задание: «Звуковой этюд».
Седьмая неделя
Занятие тринадцатое (2 часа)
1. Анализ домашнего задания.
2. Лекция 14. Этапы работы над сценарием. Формат. Замысел. Сценарный ход. Иконографический материал. Время действия. Действующие лица. Поэпизодный план. Конструкция сценария и взаиморасположение эпизодов. Единое действие сценария. Отбор и монтаж сцен и эпизодов. Принцип «органического ограничения». Выбор — основа творчества.
Продюсирование и редактирование сценария и фильма (2 часа).
Занятие четырнадцатое (4 часа)
1. Просмотр короткометражных фильмов.
2. Обсуждение домашнего задания «Замысел киноновеллы» (см. Зан. 11 п.2). Мотивировка выбора.
3. Домашнее задание: написание заявки на киноновеллу.
Восьмая неделя
Занятие пятнадцатое (2 часа)
1. Обсуждение заявок.
2. Лекция 15. Специфика кинодраматургии малых форм. «Драматический концентрат».
3. Домашнее задание: поэпизодный план новеллы.
Фильмопроизводство. Знакомство со студией. Киносъемка (2 часа).
Занятие шестнадцатое (4 часа)
1. Индивидуальные занятия. Работа над заявками, поэпизодными планами, выбор эпизода для проработки.
2. Домашнее задание: работа над эпизодом.
Девятая неделя
Занятие семнадцатое (2 часа)
1. Индивидуальные занятия. Работа над эпизодом. Анализ домашнего задания, рекомендации.
2. Домашнее задание: подготовка к семинару.
Теория: повторение лекционного курса, самостоятельная подготовка по рекомендованным источникам. Практика: «Дневники наблюдений» (10 стр.), «Поэпизодный план с одним детально разработанным эпизодом».
Фильмопроизводство. Монтаж (2 часа).
Занятие восемнадцатое (4 часа)
1. Аудиторная (итоговая за 1 семестр) работа. «Сценарный этюд на заданную тему» (время написания — 4 часа, 1–3 эпизода, не более 5 персонажей, 2–5 мест действия).
Десятая неделя
Занятие девятнадцатое (2 часа)
1. СЕМИНАР по итогам 2 четверти. Контрольные вопросы по темам: «Слово в сценарии и фильме». «Этапы работы над сценарием». «Сценарная заявка». Параллельно — анализ аудиторных работ с целью определения способности слушателей применять на практике полученные теоретические знания. Оценки и рекомендации.
2. Сдать «Дневники наблюдений» и «Поэпизодные планы с готовыми эпизодами». Подготовиться к «Уроку свободного творчества».
Фильмопроизводство. Музыка и тонировка (2 часа).
Занятие двадцатое (4 часа)
1. «Урок свободного творчества». Слушатели читают в аудитории свои работы, написанные в «свободном режиме»: юморески, стихи, рассказы, выдержки из записных книжек, сценарии, замыслы, заявки, зарисовки, портреты — все, чем хотелось бы поделиться, и что не предусмотрено жесткими рамками учебной программы.
2. Сдать итоговые практические работы за первый семестр: «Немой этюд», «Звуковой этюд», «Заявка», «Поэпизодный план», «Готовый эпизод», «Дневники наблюдений» (10 стр.), «Сценарный этюд на заданную тему». Работы хранятся в «папке» преподавателя.
3. Домашнее задание: работа над киноновеллой.
Второй семестр (40 часов)
Курс читается по следующему графику:
2 дня в неделю по 2 часа.
Всего — 4 часа в неделю.
Первая (одиннадцатая) неделя
Занятие первое (2 часа)
1. Лекция 16. Темп и ритм. Информационная емкость.
2. Индивидуальные занятия. Работа над киноновеллой. Рекомендации.
3. Домашнее задание: завершение работы над оригинальной киноновеллой.
Мастер-класс. Публицистика и документальное кино (2 часа).
Занятие второе (2 часа)
1. Аудиторная работа «Портрет героя».
2. Обсуждение аудиторных работ.
3. Домашнее задание: изложить замысел сценария (формат и жанр — по выбору слушателя)*.
*Примечание.
Это может быть сериал, в таком случае работа ведется над 1-й серией.
Вторая (двенадцатая) неделя
Занятие третье (2 часа)
1. Обсуждение замыслов. Поправки, рекомендации.
2. Домашнее задание: заявка на сценарий.
Мастер-класс. Документальная драма (2 часа).
Занятие четвертое (2 часа)
1. Индивидуальные занятия. Работа над заявкой.
2. Домашнее задание: сценарный план с учетом трехчастной структуры сценария (завязка, развитие действия, развязка).
Третья (тринадцатая) неделя
Занятие пятое (2 часа)
1. Аудиторная работа. «Появление героя» (в избранном сюжете).
2. Обсуждение.
3. Домашнее задание: написание поэпизодного плана.
Мастер-класс. Сериал (2 часа).
Занятие шестое (2 часа)
1. Индивидуальные занятия. Работа над сценарием. Вопросы, возникшие в ходе работы. Рекомендации.
Четвертая (четырнадцатая) неделя
Занятие седьмое (2 часа)
Примечание.
К четвертой неделе обучения слушателям будут прочитаны специальные лекции по одному или нескольким жанрам. Возможно, кто-то из слушателей захочет попробовать свои силы в документальной драме, ситкоме и т.п. В случае выполнения слушателем обязательной учебной программы в соответствие с графиком, на индивидуальных занятиях преподаватели могут оказать помощь в написании заявки и разработке такого сценария.
1. Индивидуальные занятия.
Мастер-класс. Ситком и комедия (2 часа).
Занятие восьмое (2 часа)
1. Встреча слушателей с продюсерами и редакторами студий FILM.UA и «Прима-фильм». Беседа о сценарной политике и планах студий. Учет производственных возможностей при написании сценариев.
Примечание.
Возможно конкретные предложения к сотрудничеству — как со стороны студий, так и со стороны слушателей, уже имеющих к этому времени навыки сценарного письма и оформленные идеи.
Пятая (пятнадцатая) неделя
Занятие девятое (2 часа)
1. Лекция 17. Первый и Второй варианты сценариев. Специфика работы над «Вторым вариантом» сценария.
2. Домашнее задание: подготовка к семинару. «Дневник наблюдений» (15 стр.) Завершение работы над сценарием.
Мастер-класс. Экранизация (2 часа).
Занятие десятое (2 часа)
1. СЕМИНАР по итогам третьей четверти обучения. Теория:
«Темп и ритм. Информационная емкость». «Специфика работы над киноновеллой». «Трехчастная структура сценария». «Расстановка и взаимоотношения действующих лиц в сценарии». «Этапы работы над сценарием». «Специфика работы над «Вторым вариантом сценария».
Практика: «Готовый сценарий» (либо его часть); «Дневник наблюдений» (15 стр.).
Примечание.
Возможны работы, принятые к производству (заявки, серии, отд. эпизоды).
Шестая (шестнадцатая) неделя
Занятие одиннадцатое (2 часа)
1. Индивидуальная работа.
Мастер-класс. Детектив (2 часа).
Занятие двенадцатое (2 часа)
1. Индивидуальная работа.
Седьмая (семнадцатая) неделя
Занятие тринадцатое (2 часа)
1. Лекция 18. Учимся обсуждать сценарии. Параметры анализа. Привычные ошибки.
2. Читка сценария одним из слушателей. Обсуждение на курсе.
Занятие четырнадцатое (2 часа)
1. Читка. Обсуждение.
2. Индивидуальные занятия.
Восьмая (восемнадцатая) неделя
Занятие пятнадцатое (2 часа)
1. Читка. Обсуждение.
2. Индивидуальные занятия.
Занятие шестнадцатое (2 часа)
1. Читка. Обсуждение.
2. Индивидуальные занятия.
Девятая (девятнадцатая) неделя
Занятие семнадцатое (2 часа)
1. Читка. Обсуждение.
2. Индивидуальные занятия.
Занятие восемнадцатое (2 часа)
1. Темы к рефератам.
2. Консультации.
Десятая (двадцатая) неделя (4 часа)
ЭКЗАМЕН.
Слушатели защищают реферат на заданную тему. Отвечают на вопросы экзаменационной комиссии по всему пройденному курсу. Учитывается посещаемость, успеваемость (по итогам семинаров), готовность всех практических работ за 20 недель обучения. Заслушивается характеристика преподавателей.
По итогам экзамена выпускники получают оценку и свидетельство об окончании курсов
Координатор курса Анна Бонне:
Тел.: 093 567-83-33
Anna_bonne@film.ua