http://www.nashfilm.ru/modernkino/4330.html Кинематографу в 2009 году пророчили многое. Год кризисный, денег нет, павильоны Мосфильма ждут своих арендаторов, около 70 % фильмов были остановлены уже на стадии съемочного периода, а около 50% картин зависли на стадии монтажно-тонировочного. Одни говорили, что теперь снимать будут лучшее, другие наоборот, что кино сейчас вернется к своим черным 90-м, из которых только только выбралось. Кто из предсказателей окажется прав, мы узнаем уже в следующем году. Так как все что снимали в конце 2008-го и в 2009-м году мы увидим на экранах уже в 2010-м. Для зрителя же кризис пока отразился только на рекламных кампаниях картин, количестве копий и как следствие меньшем представлении отечественного кино в прокате. А вот качество ничуть не изменилось.
Так же как и в предыдущем году, трудно выбрать одну-две картины, чтобы сказать, что они лучшие. Лучших для всех нет. Есть лучшие в арт-хаусе, есть хорошие в мейнстриме, а вот чтобы и тем и тем угодить - так опять никто снять не смог. Но все же несколько фильмов заметных в 2009, конечно, было.
«Волчок» - самый сильный фильм
Достаточно мрачный режиссерский дебют известного драматурга Василия Сигарева (автор пьесы «Пластилин») вылился в один из лучших фильмов года. Фильм рассказывает историю девочки, мать которой сразу после её рождения села в тюрьму за убийство. Через семь лет она вернулась, подарив девочке игрушку - волчок. С тех пор дочь не видела от матери ни одной игрушки, ни ласки, ни понимания. У «Волчка» есть одно значимое преимущество перед некоторыми другими российскими кинофильмами: на выходе из кинозала зритель может ответить себе на очень важные и нужные вопросы - о чём он смотрел фильм, и зачем, по его, зрительскому, мнению, его сняли. Основная мысль «Волчка» довольно проста, но вся прелесть фильма заключается именно в том, как эта, по сути, банальнейшая история рассказана и показана. Иными словами - цепляет, чего уж тут говорить.
«Кислород» - самый красивый фильм
Картина представляет собой несколько мини-историй, сопровождающихся музыкой, что делает их похожими на треки в альбоме, который записывает музыкальный дуэт на студии. Каждая из этих историй подвергает анализу и разбору библейские заповеди. Вырыпаев от лица своих героев пытается объяснить людям, что если есть закон, то он не может содержать в себе никаких «но», а если эти «но» появляются, то и закон теряет свой смысл - люди творят, что им вздумается и жить становится трудно, в жизни становится все меньше и меньше кислорода. Именно это и происходит с героями фильма (Каролина Грушка и Алексей Филимонов) - свои треки они проносят через весь мир, затрагивая проблемы религиозных войн, еврейского вопроса, любви, ненависти, убийства. Фильм Иван Вырыпаев снял со свойственной ему эстетикой. Каждый кадр в картине выглядит как произведение искусства - он красив, он завораживает, он затягивает в происходящее на экране как в воронку. Красоту кадра поддерживает музыкальный ряд - каждая история сопровождается отдельным треком.
«Каникулы строгого режима» - самый смешной фильм
За последние несколько десятков лет хороших комедий практически никто не снимал. Разве что «Квартет И», перенесший свои театральные спектакли на пленку. Остальные потуги в этом жанре принадлежат бывшим кавэнщикам и носят ширпотребный характер с низкопробным юмором. От фильма Игоря Зайцева «Каникулы строго режима» с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях тоже никто ничего хорошего не ожидал, а оказалось то, что надо. Хорошая комедия про приключения заключенных в детском лагере с добротной игрой актеров, качественной постановкой и картинкой. Получилось, действительно, смешно и главное не пошло, что для современной комедии редкость.
«Короткое замыкание» - разочарование года
По аналогу европейских коллег («Париж, я люблю тебя») наши кинематографисты решили снять несколько разных историй на тему любви и пригласили для этого самых интересных в современном кино режиссеров (Вырыпаев, Хлебников, Герман-младший, Буслов, Серебренников). Получилась весьма недурно, вот только как-то неоригинально. Во-первых, идея не нова, а во-вторых, режиссеры тоже далеко не ушли от своих привычных штампов и сняли фильмы уровня студенческих дипломных работ. Как будто впопыхах, как будто побыстрее, как будто «лишь бы отвязались». Вот Александр Яценко прямиком из «Свободного плавания» Бориса Хлебникова заходит во двор и влюбляется в «многозначительную» надпись на стене; Каролина Грушка и Алексей Филимонов только меняют грим после «Кислорода» Ивана Вырыпаева и играют в его новелле; атмосфера истории Алексея Германа-младшего уж очень напоминает его недавний «Бумажный солдат». Немного вышли за рамки своих предыдущих работ Кирилл Серебренников и Петр Буслов. Но все в той же привычной для себя кровавой манере работает первый и в серой и мрачной второй. Да, идея неплохая; и кино получилось интересным и стоящим, но от лучших российских режиссеров хотелось увидеть более высокого уровня работы.
«Обстоятельства» - самый оригинальный фильм
Это фильм, скорее, для поклонников Вуди Аллена, с тем уточнением, что местами он отдаёт мясистым зомби-хоррором и одновременно модным восточным кино. Актёры, а вместе с ними и режиссёр, являющийся в образе эксперта по живым мертвецам, веселятся так, как веселятся детишки на Хэллоуин - дерзко, мрачно, по-своему жестоко и безумно смешно. Чувственный текст, написанный Руминовым в соавторстве с Николаем Куликовым, временами не уступает в витиеватости кислородным экзерсисам Ивана Вырыпаева. И тут уж «Обстоятельства» автоматически исключают из своей аудитории молодых людей с журналом «Дом-2» в сумках, а также стерильно интеллигентных бабушек-дедушек и чопорных леди. Это кино для интеллектуалов, за десятилетия так и не научившихся смеяться «Кривому зеркалу». Причём, скорее, для молодых интеллектуалов, которые с молоком матери впитали всю прелесть самых диких киношных гэгов. В нём, по словам самого Руминова, нет никакого смысла, и это - вы не поверите - огромный плюс. Наконец-то в тебя не пытаются впихнуть простейшие мысли сложнейшим и заунывнейшим языком, как это получается в нашем кино все чаще и чаще. «Обстоятельства» можно смотреть, смеяться, кататься по полу и просто наслаждаться.
«Обитаемый остров» - самый провальный фильм года
Выпускать фильмы под новый год стало уже традицией. К сожалению, эти картины, как правило, редко остаются в головах зрителей и на полках кинолюбителей. Вот и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука скорее можно назвать провалом, чем событием. И если после выхода первой части, в этом были сомнения, то вторая часть, вышедшая весной, их полностью развеяла. Нельзя не признать, что «Обитаемый остров» - это сильный прорыв и новый уровень в российском кино в техническом плане, блокбастер с хорошими спецэффектами и динамикой. Фёдор Бондарчук не зря везде рассказывал о том, какой грандиозный город он выстроил в Крыму, где и снимали фильм. Зрелище, действительно, завораживающее. Но если в книге читатель находил очень сильный социальный подтекст, то в киноверсии всё содержание теряется за формой. Видимо режиссеру так хотелось показать всю мощь и способность российского кинематографа в своих руках, что о методах донесения глубинного смысла содержания он решил не думать.
Вторая часть фильма «Схватка» и вовсе дурно пахнет, дурновкусием пропитан каждый кадр ленты. Ощущение бутафории преследует зрителя на протяжении всей картины: знаменитый розовый танк дополняет окрашенная в мрачно-розовые тона обитель антагониста Умника, больше похожая на будуар дорогой ночной феи. Большинство декораций кажется вот-вот развалятся на размалёванные картонные куски, особенно это относится к орудиям, танкам и прочей боевой технике. Схожесть с западными блокбастерами, о которой так любят говорить поклонники фильма, в свете всего перечисленного делает картину карикатурой в квадрате. «Обитаемый остров» может стать победителем в номинации «самая пустая трата сорока миллионов», что, конечно, не очень приятно: «отбить» эти деньги создателям так и не удалось.
Кино от мэтров
В этом году нас порадовали своими картинами мэтры отечественной режиссуры Павел Лунгин, Карен Шахназаров и Владимир Бортко. В историческом жанре поработал первый, в классическом второй и не изменил своей симпатии к экранизациям третий.
«Царь»
Масштабного кино сегодня снимается много, а вот чтобы это было качественно и без издевательства над зрителем и историей мало. Павел Лунгин снял, пожалуй, самый зрелищный фильм года. Не блокбастер, а хорошую экранизацию истории времен царя Ивана Грозного. И пусть сам царь в этом фильме зрителю кажется «ненастоящим», митрополит, вступающий в противостояние с царем, является более чем реальным. В роли царя - Петр Мамонов, митрополит - Олег Янковский. На их противостоянии и построен весь сюжет фильма, повествующего о страшном времени на Руси - опричнине, когда люди убивались ни за что и зверства царских опричников достигало апогея. Ничего особенного на экране не происходит, а глаза оторвать невозможно. Картинка завораживает и душа болит - за русский, вечномучающийся за свою правду, народ.
«Палата №6»
Тринадцатый фильм Карена Шахназарова, вновь созданный в союзе с Александром Бородянским, не имеет ничего общего с фееричной фантазией театрального режиссера. По своим художественным средствам он предельно сух, а начинается вообще реальными интервью с пациентами психбольницы. Впрочем, почти весь фильм выдержан в жанре документального расследования того, как Рагин, главный врач психиатрического интерната, умудрился стать его пациентом. Этим людям, ведущими между собой еще и поколенческий диалог, не остается ничего другого, кроме как сойти с ума, ведь сумасшествие - единственно возможный протест человека против абсурдности, дикости и заброшенности человеческого существования. Те, кто прозябает в интернате в скотских условиях, без права и надежды на выход - не сумасшедшие - душевнобольные и у каждого из них были и есть на то серьезные причины... Перенеся действие в современные реалии, Шахназаров, однако, сохранил чеховский язык конца XIX века, что придало фильму особую атмосферу, намекающую на то, что с тех пор в душе и исканиях русского человека мало что изменилось.
«Тарас Бульба»
После шедеврального «Собачьего сердца» от режиссёра Владимира Бортко всё это время ожидалось что-то вроде повторения успеха. Казалось, он ещё представит публике фильм, который по качеству будет равен великолепной экранизации Булгакова. К несчастью, экранизацию Гоголя таковой назвать нельзя. «Тарас Бульба», написанный в стилистике былинного эпоса, содержит в себе массу патриотических сентенций и восхвалений некогда могущественной нации. Однако Гоголь, как истинный гений, создавал многогранные произведения: очевидные, на первый взгляд, различия между группами свои - чужие/хорошие - плохие, скрывают за собой по-настоящему сложные характеры, не укладывающиеся в понятийные рамки. Владимир Бортко копирует эти самые сентенции практически дословно, и добавляет в фильм только те сцены, которые должны ещё больше идеализировать «своих». Однако слова и идеи сегодня - не те, что двести лет назад. Нельзя абстрагироваться от контекста времени настоящего, вездесущего понятия «здесь и сейчас». В контексте фильма Владимира Бортко к слову «патриотизм» очень хочется прибавить «квасной». Тут вокруг «Тараса Бульбы» сплетается целая паутина из политики и этнографии. Некое показное русофильство заслоняет собой конфликты между главными героями, сложность и неоднозначность их характеров, равно как и всё то, что делает кино интересным и глубоким.
Вспомнить прошлое
Разные годы и субкультуры вспоминают в своих фильмах Андрей Хржановский, Игорь Волошин и Владимир Виноградов. Все с ностальгией и сентиментальностью, разве, что Игорь Волошин отошел от темы прошлого и больше уделил внимания теме наркотиков. Что интересно, все три фильма основаны на реальных событиях.
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»
Картина Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» об Иосифе Бродском оказалась очень сентиментальной и ностальгической. Сценарий Юрия Арабова основан на прозаических произведениях Иосифа Бродского. Это тонкая, красивая картина, рассказывающая свободе, о войне и творчестве, о котах и родителях, о любви и голоде. Фильм оригинален по форме, умеренно мелодраматичен, с чувством юмора и колоритным центральным персонажем. Есть привлекательный для непосвященных контраст между Петербургом времен Советского Союза и Петербургом сегодняшнего дня. И главное, понимание картины никак не зависит от знания или незнания того, кто такой Бродский. Авторам искренне интересно то время, когда можно было рисковать комсомольским билетом, пить вино на крышах, разглагольствуя на запретные темы, и нарезать пластинки «Битлов» на пленке для рентгеновских снимков, современная Россия, напротив, в фильме показана абсолютно ужасной страной.
«Ласковый май»
В адрес фильма Владимира Виноградова о самой популярной группе восьмидесятых с говорящим названием «Ласковый май» ожидалось большое количество помойных ведер, но картина вышла весьма недурной. Хорошая мелодрама, каковых сегодня в российском кино просто нет. Могла бы получиться история о том, как детдомовский мальчишка Юра Шатунов, которого милиция отлавливала по вокзалам, в одночасье стал звездой, мечтой всех советских девчонок. А получилась история о том, как Андрей Разин на развалинах Союза создавал новый стиль для российской эстрады - попсу - с «фанерой», песенками ни о чем, прозрачными майками и голыми животами исполнителей. У Виноградова получилось самое главное - создать атмосферу тех лет, когда страна сходила с ума под «Ласковый май». В картине все до боли и слез знакомо и правдиво. Варенки, кассетные магнитофоны, красные плакаты «перестройка», обрушившаяся свобода и распад «великой» страны. Это, пожалуй, главный попутчик «Ласкового мая». «Белые розы» стали саундтреком к развалу Союза и не могли исчезнуть бесследно не только из сердец, но и из самой страны, которая до сих пор с криками и визгами танцует под эти песни.
«Я»
В своей новой картине режиссер и автор сценария Игорь Волошин продолжает затронутую им в дебютном фильме «Нирвана» тему наркотиков. Только в «Я» эта тема уже приобретает пространственно-временные рамки. Действие фильма основано на реальных событиях и происходит в конце 80-х годов в СССР. Историю молодежной тусовки того времени рассказывает герой, прототипом которого стал сам Игорь Волошин. Перестройка, гласность - у людей появилась свобода, знания о другой жизни, которые просто опьянили молодежь того времени. Они жили, любили жизнь, дышали полной грудью, косили от армии в дурдоме. «Я» - кино мрачное ровно настолько, насколько мрачна жизнь конкретного человека и людей вообще. Персонажи ведут тот образ жизни, который по определению приводит к последствиям самым плачевным, но это - их способ жить. Кто-то находит в себе силы освоить иной способ, кто-то нет. Сюжетные спирали закручиваются так, что уже не ясно, где галлюцинация, а где реальность. Над фильмом Волошина нельзя повесить агитационную табличку в духе «Выбери жизнь без наркотиков», несмотря на то, что запрещенные вещества льются с экрана литрами. Это фильм и о поколении, и о поиске себя, и о вере. Основной волошинский тезис - «вселенная записывает за нами каждое слово», а плёнку не украдёшь и не сотрёшь, так что если вести себя плохо, потом будет очень больно.
Прошло и не заметили
Ни для кого не новость, что хорошее кино у нас сейчас получается в основном в арт-хаусном направлении. Эти фильмы участвуют в международных кинофестивалях и даже получают призы; их хвалят наши критики и дают им свои награды. Единственный, кто ничего не знает об этом кино, это зритель. Кино идет в ограниченном прокате и смотрит его небольшая группа людей, сильно увлекающаяся киноискусством. А фильмы достойны внимания. Например, картины Николая Хомерики, Бориса Хлебникова и Николая Досталя.
«Сказка про темноту»
В картине Николая Хомерики затрагивается тема человеческого одиночества - причем не только женского, хотя на первый взгляд, кажется именно так. Главная героиня - среднестатистическая женщина, симпатичная, неглупая, работает в милиции, в отделении по работе с детьми. Она совсем одна - в пустом сером городе. Она пытается что-то сделать, чтобы устроить жизнь, она ни от чего не отказывается - дает шанс даже гастарбайтеру, отдается криминальному авторитету, ходит на уроки танго без пары. Но все бесполезно - кругом по-прежнему одна темнота. Вокруг мужчины, которым ничего серьёзного нужно, а ей не нужно то, что нужно им. И хотя режиссер в конце фильма дает шанс на просветление в этой «сказке про темноту», шанс этот такой сомнительный, что кажется и он свидетельствует о той же темноте.
«Сумасшедшая помощь»
Фильм Бориса Хлебникова затрагивает сразу несколько тем. Сначала это история деревенского, наивного и, по-видимому, очень доброго человека Сергея, который едет в Москву на заработки. Одна беда у Сергея - он очень любит спать. И вот, после того, как его обокрали дворовые ребята, он засыпает на лавочке, во сне с него и ботинки снимают. Он надевает мешки на ноги и продолжает своё дворово-подвальное бытие. Находит его в таком положении пожилой москвич, который имеет странную особенность - он чувствует кому и где нужна помощь в пределах его двора. По-медицински это называется обострение болезни, лекарства от которой ему и приносит дочь. Но настырный старик не хочет принимать лекарства и успокаиваться, он хочет оказывать свою «сумасшедшую помощь» людям, пусть и очень бредовыми методами. Впрочем, от этих бредовых методов он и погибнет. Борис Хлебников со свойственным ему натурализмом изображает провинционализм в людях, открытость и доброту души простых людей - таких, как этот немного сумасшедший старик.
«Петя по дороге в Царствие Небесное»
Сюжет фильма развивается неторопливо (пока перезнакомишься со всеми жителями городка), но четко выстреливает в конце. Немолодой КГБ-шник (Роман Мадянов), которого все опасаются, больше всего опасается, как бы ему не изменила молодая красотка-жена (Светлана Тимофеева-Летуновская), а она хищно нацеливается на порядочного и уважаемого Коновалова (Александр Коршунов). Эта история могла бы вылиться в классический любовный треугольник с трагической развязкой и так оно, наверное, и случилось бы, если главным героем картины Николая Досталя был бы не дурачок по имени Петя. А так, все многочисленные сюжетные линии ведут в никуда, а Петя продолжает бодро шагать по дороге в Царствие Небесное. Своим чистым обаянием и манерой изъясняться Петя Егора Павлова чем-то похож на Данилу Багрова, только в отличие от последнего он абсолютно безобиден и искренне предан режиму. Чувство долга у Пети развито необычайно, он изображает из себя гаишника и проверяет документы у всех автомобилистов в поселке. В любую погоду он всегда на посту, а отсутствие личных мотиваций делает его чуть ли не идеальным строителем будущего коммунизма. Но совершенно не важно, кто он - покорный юродивый социализма, слепо верящий во власть, или просто наивный чудак, обладающий спасительным даром не замечать и не понимать сути происходящего, главное - что каждый герой этого фильма становится рядом с ним чуточку добрее.
На этом подведение киноитогов года 2009-го можно считать завершенным. Ждем хороших и заметных фильмов в новом, 2010-м году! И Вам желаем кино это не пропустить!