18 декабря свое 60-летие отметил Стивен Спилберг - самый богатый человек Голливуда, гуру современного кино, лауреат трех "Оскаров". Созданная им киностудия Dreamworks даже после продажи сохраняет лидерство на рынке развлечений.
Спилберг родился в Цинциннати в семье инженера-электрика и пианистки. Когда ему исполнилось шесть лет, семья переехала в аризонскую глушь, где Стив оказался единственным евреем в классе, мишенью для обидных шуток, а то и тумаков. Свои обиды он вымещал на младших сестрах, с которыми играл довольно злые шутки. Однажды он отрезал любимой кукле сестры Энн голову и подал ее на обед, полив кроваво-красным кетчупом. В другой раз после просмотра фильма о страшных инопланетных коконах скрутил такой кокон из тряпок и подложил под кровать сестренки Нэнси. Бедняжка на месяц лишилась дара речи, а Стива нещадно выдрали.
Чтобы чем-то занять не в меру шустрого отпрыска, отец презентовал ему 8-миллиметровую кинокамеру. С этого момента обидчики Спилберга-младшего делали все, что он попросит, чтобы сначала сняться в очередном "фильме", а потом посмотреть его на простыне, натянутой в старом сарае. Нашлась работа и для запуганной братом Энн - она втридорога продавала зрителям колу и попкорн, купленные оборотистым Стивеном в местном супермаркете.
С годами росли и амбиции. В 15 лет Спилберг снял первый полнометражный фильм, "Огненный свет". Половину из потраченных $500 дал отец, остальное Стив заработал, разнося газеты и продавая выращенные им саженцы лимонов. Готовый фильм он умудрился сбыть местному кинотеатру, полностью окупив расходы. После школы Стив поступил на кинофакультет Калифорнийского колледжа, но так и не окончил его: посмотрев снятую им короткометражку "Эмблин", боссы студии "Юниверсал" предложили 22-летнему дебютанту постоянную работу. Это был уникальный случай в голливудской киноиндустрии, и на съемочной площадке сначала никто не поверил, что щуплый юноша в очках - режиссер, а не какой-нибудь осветитель. Но постепенно Спилберг заставил себя слушаться - без крика и угроз, терпеливо повторяя свои требования. Так и повелось: одни актеры считали его добрым и мягким, другие - тираном и фантастическим занудой. Кстати, режиссерский диплом он получил только 35 лет спустя, окончив последний курс того же Калифорнийского колледжа.
Мы за ценой не постоим
Почти все фильмы Спилберга, начиная с триллера "Дуэль" (1971), так или иначе относились к фантастике. Его выводила из себя кустарность фантастических картин, делавшихся в Америке (не говоря уже о других странах). Снимая в 1974 году знаменитые "Челюсти", он не стал дешевить - главным героем стало 10-метровое чучело акулы со сложной электрической начинкой стоимостью $2 млн. Коллеги мрачно предрекали, что чересчур дорогой фильм принесет жуткие убытки ("кому нужны эти детские сказочки?") и погубит репутацию Спилберга-режиссера. Все случилось наоборот: "Челюсти" сделали своего автора знаменитым. Фильм "Близкие контакты третьей степени" (1977) упрочил успех и открыл новую эру в мировой кинофантастике на пару со "Звездными войнами" Джорджа Лукаса. Когда Спилберг подружился с Лукасом и попал в созданную тем фирму "Индастриал лайт энд мэджик", ему показалось, что он видит воплощенную мечту. В огромном ангаре десятки сотрудников ваяли из подручных материалов героев детских фантазий Стива - инопланетян и монстров, динозавров и гигантских пауков.
Лукас стал продюсером следующих фильмов Спилберга, начиная со знаменитого "Инопланетянина" (1982). Соединение технической сметки первого с фантазией второго породило понятие блокбастера - масштабной киноэпопеи, рассчитанной в первую очередь на подростков. Эти двое окончательно сделали кино из искусства индустрией, приносящей громадный доход не только прокатом фильмов, но и продажей сопутствующих товаров - маек, комиксов, фигурок любимых героев. Они открыли рецепт удачного экшна: с первого кадра событий должно быть столько, чтобы зритель опомнился в лучшем случае к середине фильма. Так было в фильме "Индиана Джонс и поиски потерянного ковчега" (1980), вслед за которым оперативно отсняли два еще более успешных сиквела.
В одном из них сыграла актриса Эми Ирвинг, вскоре ставшая женой Спилберга. Попытка создать семью закончилась рождением сына Макса и скандальным разводом. Эми заявила журналистам, что никогда не видела более бесчувственного человека, чем ее бывший муж. Он якобы наблюдал за ней, как ученый за лабораторной крысой, и постоянно делал записи в блокноте. Правда, Стивен тоже не получил от брака положительных эмоций. "Мне хотелось рыдать от безысходности, - рассказывал он. - Но потом вспоминал, что я режиссер, хватал камеру и фотографировал свое лицо в зеркале".
http://lady.mail.ru/article/40492