В будущем году, согласно поданным законопроектам, отечественному кинематографу начнут помогать производители алкоголя, табака и владельцы игорных заведений. На потребности культуры планируется выделить 1% от акцизных сборов. Правда, в то, что это действительно произойдет, киночиновники верят с трудом. Глава Государственной службы кинематографии Анна Чмиль рассказала «i» о том, что такой опыт поддержки культурной деятельности давно используется странами Прибалтики и многими другими развитыми европейскими странами. «Пока уверенности в том, что законопроект будет принят и исполнен — нет, однако есть вероятность того, что если в бюджет не будут поступать средства, это будет означать, что государство будет неплатежеспособным и, значит, оно будет принимать все меры, чтобы все-таки заполнить как-то бюджет»,— комментирует Анна Чмиль. По первым подсчетам, как уточняет госпожа Чмиль, если бы данный законопроект был бы принят ранее и действовал, то сбор за 2007-2008 гг. составил бы примерно 480 млн. грн. Принятие этого законопроекта на сегодняшний день активно поддерживает комитет по вопросам культуры и духовности Украины и глава подкомитета по вопросам творческой деятельности, искусства, культурно-просветительской и языковой политики комитета ВР по вопросам культуры и духовности Павел Мовчан.
Что касается другого законопроекта, то это внесение изменений в соответствующие законы Украины с целью создания благоприятных условий для развития национального кино. Речь идет о том, чтобы снять налог на добавленную стоимость для национальных фильмов, начиная от кинопроизводства и заканчивая кинопоказом, и не облагать налогом средства, вкладываемые инвесторами, частными лицами или другими источниками финансирования в поддержку развития национального кино.
Понятие национального кино довольно болезненная тема для нашей страны. По понятному мнению большинства игроков этого рынка, оно быть должно, однако попытки государства урегулировать болезненные для киноискусства вопросы остаются по-прежнему только попытками.
«К сожалению, украинский прокат еще не в состоянии окупить проект и без международного проката очень сложно,— говорит генеральный продюсер продакшн-компании Sota Cinema Group Олег Кохан.— Тем не менее национальные фильмы должны присутствовать в прокате. Ведь так делает любая цивилизованная страна, например Франция, где принят закон, что 20% объема проката должны занимать национальные фильмы. Такой закон нужен и нам. За счет этих 20% возникнет рынок, благодаря которому появится конкуренция среди наших продюсеров и режиссеров. Безымянных героев украинского кино уже не будет».
По его мнению, «перед нами несколько путей развития: первая дорога — копродукция, она обязательна потому, что это новые рынки сбыта. Любой фильм должен быть окупаемым, я не говорю прибыльным. Это копродукция, где поднимаются проблемы общечеловеческого плана, рассказываются интересные истории, понятные для зрителя любой страны. Второе — артхаусное кино как искусство. Такое кино необходимо, чтобы не скатиться до клишированной маспродукции, не разучиться думать и сопереживать. И оно должно поддерживаться как частными, так и государственными деньгами. А третий путь — развитие национального кино, национальной темы для поднятия национального самосознания».
«Всегда можно найти деньги и снять хорошее кино,— комментирует клипмейкер и режиссер Семен Горов.— Просто пока так случается, что не было ни одного еще украинского фильма, который бы имел успех. Конечно, какие-то фильмы снимаются, но зритель их или не видит, или это госзаказ, или они скучные и неинтересные, затрагивающие темы, которые не интересуют зрителя. Я уверен, ситуация сдвинется с мертвой точки, как только будет снят успешный, кассовый, интересный фильм, который будет иметь и зрительский, и коммерческий успех».
«В Украине мало снимают фильмов, это факт, поэтому и актеры не способны реализовать себя,— говорит Богдан Ступка.— Целое поколение кино страдает от этого, а ведь когда-то одна только киностудия Довженко снимала 25 фильмов в год, а сейчас этого нет. Снимает и дает деньги Москва, в главных ролях снимаются так называемые московские актеры, а уже второстепенные отдают нам. К сожалению, такую тенденцию поддерживают и наши украинские телеканалы».
Тамила Аблаева, eizvestia.com