Сняв сериал «Соседи», в продакшн-компании Prima-film решили продолжить в том же духе, обозначив направление свого развития термином «актуальный сериал». Сегодня компания уже работает над несколькими новыми продуктами, а также форматом телешоу. О ближайших планах, перспективах выхода из кризиса, «лице» украинских каналов и ожидаемых трендах на ТВ в интервью «МедиаБизнесу» рассказал генпродюсер Prima-film Юрий Морозов. - В прошлом году Prima-film производил сериал «Соседи», который вышел в итоге на двух каналах. Как Вы оцениваете успех самого продукта и минувшего года в целом?
- Мы считаем, что он закончился успешно. В эфир вышло 255 серий сериала «Соседи» на канале «Интер», еще 20 - на «Первом национальном».
«Соседи» имели неплохие результаты как для своего слота и формата, на наш взгляд. Также приятно, что сериал был отмечен премией «Телетриумф».
- Выросли ли доходы Prima-film в сравнении с 2009 годом?
- На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь тогда мы производили телефильмы, а в 2010 – сериал. Это совершенно разные продукты. В целом, в 2010 году дела у компании шли немного лучше, чем в 2009-м. О точных цифрах я говорить не берусь, так как больше занимаюсь креативной работой.
- Почему Вы сместили акценты с телефильмов на сериалы? Повлиял кризис?
- Спрос диктует рынок. Свои условия продиктовал, в том числе, и кризис.
- Насколько близок выход из кризиса для украинского рынка телепроизводства?
- Рынок постепенно выходит из кризиса, однако на тот уровень, который был три года назад, боюсь, мы выйдем нескоро. Я не берусь прогнозировать, однако вижу, что 2011 год по итогам будет примерно таким же, как 2010-й - резкого роста спроса на рынке ожидать не приходится.
- Как цена на производство такого сериала, как «Соседи», сегодня отличается от докризисного уровня?
- Она немного ниже, но сравнима с докризисным уровнем. Стоит также учитывать, что «Соседей» мы делали не для российского рынка, где свой порядок цифр, а для украинского, где цены ниже.
- Почему вы решили не производить сериал сразу для российского рынка по более высоким ценам?
- Я придерживаюсь такой стратегии: сначала нужно сделать сериал, который был бы успешным на украинском рынке, а потом продавать форматы, что мы и пытаемся сделать.
Мы предложили наш сериал в Россию и Казахстан, сейчас наши партнеры думают над предложением. О результатах переговоров должно быть известно ближе к лету.
Безусловно, в итоге формат нужно будет адаптировать, ведь он был построен на украинских реалиях.
- Есть ли у Prima-film планы по производству нового продукта?
- Да, мы разрабатываем направление, которое называем «актуальный сериал». И «Соседи» были первым продуктом данного направления - все было построено на реальных фактах, коллизиях, которые связаны с повседневной жизнью обычных людей, без особых выдумок.
Сейчас мы разрабатываем два новых актуальных сериала – один из них детективный, а второй – медицинский.
- Над новыми проектами вы работаете самостоятельно?
- Нет. Как и в случае с сериалом «Соседи», над новыми проектами мы работаем совместно с компанией Film UA. На сегодня сняты «пилоты» обеих новых сериалов, теперь мы предлагаем их различным каналам в Украине и России.
Очевидно, что после возвращения с фестиваля MIP TV в Каннах люди будут взвешивать свою программную политику на осень. От этого зависит, в частности, и судьба наших предложений. Думаю, что к майским праздникам мы получим ответ.
- Кризис «почистил» рынок продакшнов в Украине – остались лишь крупные игроки, которым конкуренции составлять уже некому. Можно ли считать Ваше сотрудничество с Film.UA попыткой примкнуть к «большому лидеру»?
- Мы исходим из обстоятельств. Если это выгодно и партнерам, и нам, то почему нет. Нашим сотрудничеством с Film.UA мы удовлетворены, потому что мы гибко делим функции при производстве. Ранее мы производили фильмы, нам хватало для этого собственных сил.
Однако сериалы все же лучше производить на студии: весь производственный комплекс, сам факт студийной работы дисциплинирует творческий и административный персонал, позволяют наладить особую технологию съемок. Например, 24-минутная серия «Соседей» снималась фактически за один съемочный день.
- Есть ли у вас планы вернуться к производству телефильмов в ближайшем будущем?
- Да, сегодня мы снова думаем о новогоднем проекте, подобном тому, который мы производили в прошлом году. Наш телефильм «Загадай желание» дважды был показан на «Интере», а также на российских «Первом канале» и «Первом канале. Всемирная сеть».
Сейчас мы уже ведем переговоры с авторами, которые могли бы осуществить нашу идею в этом году, чтобы в октябре-ноябре уже можно было бы заняться производством.
- Эти фильмы вы планируете продать тем же каналам?
- Нет. Продавать будем после того, как сделаем. Предыдущий новогодний фильм мы производили совместно с российской компанией Cinemotion Group. Вместе мы договорились по поводу идеи – успешного австрийского формата. Они готовили сценарий и занимались дистрибуцией, а мы - производили продукт. Возможно, мы снова пойдем на такой вариант.
- Большинство проектов, которые вы производили в последнее время, были проданы каналу «Интер». С кем еще из украинских каналов вы намерены сотрудничать более тесно?
- У нас нет никаких приоритетов – кто купит, тот и купит. Во всяком случае, когда мы снимали пилоты наших новых сериалов, мы рассчитывали на другие каналы. Это рынок: кто заинтересовался, тот и купил.
Тем не менее, у нас действительно есть один приоритет – мы бы хотели, чтобы сериалы вышли, в первую очередь, в Украине. В принципе, «актуальный сериал», о котором я говорил, достаточно недорогой. Поэтому любой украинский канал из ведущей сегодня «шестерки» может себе позволить производство такого формата. И это правильно, ведь сериал в итоге останется в библиотеке канала.
- Каких трендов можно ожидать на украинском ТВ в осеннем сезоне? Какие форматы покупают каналы?
- Каналы активно покупают для адаптации форматы реалити-шоу. Все движутся сейчас по этому пути.
- Разрабатывает ли Prima-film свои форматы шоу?
- Да, недавно мы впервые взялись за разработку собственного формата реалити-шоу. Пока все обсуждается лишь на уровне замысла. Концепция довольно сложная, но если получится, может, будет любопытно.
- Как вы в целом относитесь к покупке украинскими телеканалами зарубежных форматов? Насколько это верный путь развития телерынка?
- Если речь идет о сериалах, то лучше их придумывать самим. Если посмотреть оригинал сериала «Не родись красивой» - формат Ugly Betty, то сразу бросается в глаза, что оригинал и адаптация – совершенно разные вещи. Группа авторов, которые адаптировали формат для российского и украинского зрителя, писали новый сериал, потратив при этом деньги на формат. В итоге в России сняли даже больше серий, чем было прописано в формате, однако права на эти серии все равно принадлежат тем, кто владеет правами на оригинал.
То же самое произошло и с сериалом «Маргоша» - российская версия также оказалась длиннее, чем оригинал.
В итоге игроки на рынке уже поняли, что сериальные форматы, к примеру, латиноамериканского происхождения адаптировать невыгодно. А американские или западноевропейские стоят очень дорого. Правда, идею можно «украсть», сделать свой вариант и назвать его по-своему. Такие случаи бывали. Доказать что это плагиат весьма сложно. Ведь, по большому счету, многие сериалы создаются по схожим лекалам, особенно о бедной девушке, которую обязательно украдет принц или миллионер. Есть набор коллизий, которые обязательно повторяются, и зритель ради этого сериал и смотрит.
- А если говорить о форматах телешоу?
- Здесь от покупки зарубежных прав отказаться гораздо сложнее. Ведь у наших продакшнов пока не такой уж и большой опыт в разработке форматов подобных программ. При этом на западе огромная индустрия работает над тем, чтобы придумать такое шоу, как, например, Who wants to be a millioner. К тому же, крупные производители форматов зачастую скупают идеи по всему миру.
- Вы планируете предлагать свои форматы на международных телерынках?
- Продавать можно тогда, когда наберется хотя бы пять успешных форматов. Ходить с одним форматом на международные рынки как-то неохота. Пока это рановато для нас.
- Когда, на Ваш взгляд, украинские игроки в целом смогут стать активными продавцами форматов на телерынках вроде MIPCOM или MIP TV?
- Думаю, должно еще пройти время. Когда уже приблизится переход на «цифру» и станет понятно, что впереди тот, у кого есть свой контент, тогда каналы начнут гораздо активнее этим заниматься. Пока еще все довольно вяло. В целом, стратегически всегда правильно иметь свой продукт. Тем не менее, прогнозы в данном деле – вещь довольно неблагодарная. Думаю, раньше чем через 3-5 лет всплеска активности в производстве собственных форматов телепрограмм в Украине ждать не стоит.
- Кто из украинских каналов, на Ваш взгляд, на сегодня является положительным примером создания «своего лица»?
- Все лидирующие каналы сегодня пытаются делать программы и сериалы, которые их выделяют. «Украина» четко специализируется на мыльных операх, «1+1» - на реалити-шоу, СТБ – на талант-шоу, «Интер» также взял курс на собственный продакшн. Видно одно: стратегически все понимают, что нужно определять и развивать свои приоритеты.
Данил Билык.