SCRIPTMEN
Суббота, 18.11.2017, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » Мои статьи

Какие уроки можно извлечь из съёмки любительского низкобюджетного фильма. Опыт Беаты Грушковской.
Прошёл почти год с тех пор, как я закончила производство своего полного метра под Каннский фестиваль. Это была очень напряженная и интенсивная работа на всех этапах, от пре-продакшена до озвучки и перевода на английский язык. Сценарий значительно видоизменился и претерпел ряд существенных изменений, но, тем не менее, на все сто процентов мне не удалось передать языком кинематографии ту историю, которую я хотела рассказать о России международному сообществу.

В процессе съёмок мы теряли актёров – ну, не могли они воспринимать наш проект всерьёз! Но некоторые вернулись, хотя бы на презентацию. У нас были проблемы с командным духом, с методами и приёмами работы. Многие не хотели УСЛЫШАТЬ режиссёра – мы снимаем в стиле ПСЕВДО-ДОК, - но когда в творческом коллективе есть хотя бы половина людей, на которых ты можешь положиться – это уже очень много!

Спасибо и низкий поклон людям, но статья об уроках. Так вот, наша путеводная звезда, наш Маяк, который спасает корабли при любом шторме (я так затейливо называю главную сюжетную линию) была какой-то хлипковатой. Вот это ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ УРОК: абсолютно выверенная сюжетная линия, которая должна быть настолько четкой, всепобеждающей и всех убеждающей, что именно она собирает вокруг себя людей, она не даёт развалиться и без того шатко-валкому судёнышку безбюджетных приватных съёмок.

Я часто спрашиваю своих знакомых, которых засасывает, так же как и меня, эта пучина любительского кино: «О чём ваша история?» Они начинают мяться, потом, собравшись с мыслями, произносят ставшее уже каноническим ответом в подобных ситуациях: «Ну, в общем, это история про то, как…ну, трудно объяснить, вот сниму – посмотришь». Это просто 90 процентов всех ответов. И это значит, что нет у них истории. Так вот, главный признак хорошей истории: сценарист и режиссёр легко и с готовностью расскажут вам её в два-три предложения. Для того, чтобы историю изложить, можно позвонить другу в 12 и навязать себя, умоляющим тоном пообещать не занимать много времени. Например: телка-малолетка пошла закладывать жене, что спит с её мужем, но попала не в ту квартиру. Псевдо-рогатая жена была её только благодарна, так как только и ждала толчка, чтобы дать под зад своему благоверному алкашу. История есть. История должна быть простой, понятной, убедительной, интересной. Это и есть сюжетный костяк. Если он есть, то все остальное можно додумать и дописать. Если его нет – то как бы вы не фонтанировали в отдельных эпизодах повышенным драматизмом – история развалится.

УРОК ВТОРОЙ: актёрам нужно платить. И причин здесь очень много. По-хорошему, на съёмки уходит минимум 3 месяца. Людям нужно жить и питаться. Актёр тогда хорош, когда он полностью ТВОЙ, когда он отдаётся проекту, а не думает о том, куда бы ещё податься. ЭТО ЗАКОН – только тогда фильм получится, когда съёмки для всех участников – это главный приоритет, всё остальное перемещается на задний план. Вот я, как режиссер, нырнула с головой, забросив работу, встречи с друзьями, написание сценариев. Такую же самоотдачу я чувствовала и от оператора. Любовь Осипова полностью погрузилась в свой персонаж, буквально сроднилась с ним. Огромные слова благодарности Светлане Фроловой, Игорю Коровину, Алексею Шаранину и всем тем, кто блистал в эпизодах. Очень сложно было Андрею Переверзеву, лишь месяц назад переехавшему в столицу , и Дарье Пестовой, нашей главной героине, когда могла приходить на съёмку лишь в свой обеденный перерыв.

УРОК ТРЕТИЙ: Не начинай снимать, пока не убедишься, что сценарий того стоит. Имей на выбор три варианта, давай читать разным людям и прислушивайся к их мнению. Если они, читая сценарий, к концу второй страницы начинают ёрзать и сдерживать зевоту – значит, со сценарием что-то не так – и это ужасно неправильно обвинять их в некомпетентности. Они не компетентны в написании сценария, но они САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛИ. Именно их мнение профессионально и адекватно в высшей степени.

Обычно, когда я читаю чей-то сценарий, я вижу все: скрипт не работает. Сцена за сценой, и событие за событием, я вижу огромные дыры, значительные пробелы в драматургии напряжения, слабый выбор мотиваций и целей протагониста, плохо определенные функционалы персонажей и их соотнесённость с основными архетипами, «недо» насыщенность действиями и неотработанные эмоции, как персонажей так и в преломлении зрительского восприятия – весь спектр минусов. И все-таки, если за этим полностью разваливающимся сценарием, где-то очень глубоко, в тени угадывается мощная история, которая светит и сквозь толщу всей наносной мишуры ненужных и уводящих деталей, я её ВИЖУ. Но в своей истории я слепа. И нет у меня человечка, который мог бы сделать моему дитятке надлежащий тритмент. Поэтому УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ: всегда советуйся с другом-профессионалом.

Всё это относится к МАКРОВЗГЛЯДУ на историю. И теперь самое время перейти к МИКРОВЗГЛЯДУ, то есть начать рассматривать историю под микроскопом, детально изучать каждую фразу, да что фразу, каждое слово в диалоге. Каждый микро жест и деталь одежды.

УРОК ПЯТЫЙ: Побольше разговаривай ВСЛУХ с собой, или своей кошкой (благо, у меня их целой две). Вот бывают ситуации, что никто не хочет слушать в очередной раз твой сценарий. И имеют на это полное право. У людей проблемы реальны, какое дело им до того, что случилось в парке с сумасшедшей актрисой! И вот я задаю вопрос своим кошкам, после того как они смиренно прослушали очередную сцену: “Что КОНКРЕТНО случилось? Что изменилось? Какие эмоции это вызывает у зрителя?

УРОК ШЕСТОЙ: последовательность событий не может быть размеренно-монотонной. Развивай мощную динамику ускорения действия, если не хочешь, чтобы зритель тебя мысленно помидорами закидывал.

УРОК СЕДЬМОЙ:
привлекай таланты и инвесторов. Если ты сможешь убедить людей дать тебе денег, это значительно поднимет тебя в глазах твоего творческого коллектива, придаст им уверенности в проекте, вызовет респект и будет работать на твой авторитет. Хотя бы минимальная материальная поддержка придаст тебе смелости и ты сможешь обратиться к кому-нибудь из своего дримкаста.

УРОК ВОСЬМОЙ: личный Шарм и Обаяние. Это огромное поле для работы, здесь многому ещё предстоит учиться.

УРОК ДЕВЯТЫЙ: не зарывай голову в песок и не надейся на "авось", оцени весь процесс производства РЕАЛЬНО, без всяких «там увидим», «а вдруг само собой срастётся». Не срастётся, всё надо планировать и закладываться с перебором на всякий непредвиденный случай.

И теперь у меня есть мой собственный опыт, опыт ошибок, поражений, но и достаточно ощутимых побед. И по сему, закругляясь, хочу низко и театрально поклониться всем, принимавшим участие в проекте «ПЕЛЕНА».

Источник: http://filmpelena.ucoz.net/index/0-2
Категория: Мои статьи | Добавил: beatessa (31.12.2016) | Автор: Беата Грушковская E W
Просмотров: 134 | Комментарии: 1 | Теги: как преодолеть трудности съёмки без | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Конечно, уроков гораздо больше. Более подробно  - на моём семинаре. 
С уважением, Беата Грушковская.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017